Процесс психокоррекции в ТА базируется на соглашении психолога и клиента о целях психологической работы, в рамках которой они становятся сотрудничающими партнерами. ТА отличается особым вниманием к сознательным решениям клиента, который в конечном счёте, и принимает ответственность за то, чтобы решить выйти из старого жизненного сценария и следовать своему пути или же продолжать жить по старому сценарию.
Клод Штайнер выделял четыре условия для заключения подобного контракта:
- взаимное согласие
- адекватная компенсация
- компетентность
- законность
И клиент, и психолог несут взаимную ответственность за изменения, а контракт определяет долю ответственности каждой стороны. В контракте оговаривается, что хочет изменить клиент и что собирается для этого делать. Психолог подтверждает свое согласие и компетентность работать над этими целями и говорит о компенсации, которую он хотел бы получить за свою работу (Стюард, Джойнс, 1996). Наградой, компенсацией клиента может быть, например, решение проблемы, рост (Зуйкова Н. Л., 2013)
Взаимодействие в рамках контракта осуществляется на принципах открытых коммуникаций – оба участника контракта имеют право на обладание полной информации о том, что происходит во время их совместной работы. Все записи должны быть доступны для консультирующегося. При этом не преложен принцип конфиденциальности.
На практике контракт может заключаться как устно, так и письменно. В обоях случаях он должен содержать психологическую часть (о целях психологической работы, критериях её оценки и достижения или не достижения целей) и административную часть (частота и длительность сессий, компенсация).
Терапевтическая часть может выглядеть следующим образом:
Цель консультирования (что вы хотели бы изменить/прояснить в процессе консультирования) *:
_________________________________________________
_________________________________________________
*цель может уточняться или менять в процессе консультирования в соответствии с актуальными потребностями клиента. Цель может быть обозначена как избавление от конкретного симптома (например, повышенной тревожности)
Вклад в процесс консультирования со стороны клиента:
Что вы будете делать для достижения этих целей?
_________________________________________________
_________________________________________________
Как вы будете саботировать свои изменения? **
_________________________________________________
_________________________________________________
Как вы будете заботиться о себе в процессе изменений?
_________________________________________________
_________________________________________________
Кто из ваших близких (знакомых, включая консультанта) будут вас поддерживать в этих изменениях?
_________________________________________________
_________________________________________________
Что вы ожидаете от консультанта в рамках консультации?
_________________________________________________
_________________________________________________
**данный пункт важен для осознания сопротивлений клиента самим клиентом, и защитой от преждевременного выхода из психологической работы при долгосрочном консультировании (т. е. для обеспечения безопасности для клиента в процессе работы)
Оценка изменений и достижения целей консультирования клиентом:
Как я узнаю о моих изменениях?
_________________________________________________
_________________________________________________
Как другие люди узнают о моих изменениях?
_________________________________________________
_________________________________________________
Конфиденциальность и безопасность.
Консультант гарантирует конфиденциальность любой полученной от клиента информации, каких-либо сведений, и самого факта обращения за психологической помощью. Исключение составляют случаи, предусмотренные местным законодательством.
В течение всего времени психологической работы с целью обеспечения безопасности клиент должен воздерживаться от принятия жизнеопределяющих решений, таких как заключение/расторжение брака, смены места жительства, изменений в карьере и т. п. и оставляет окончательное принятие решений по подобным вопросам на период после завершения психологической работы. В случае критических ситуаций (катастрофа, насилие), требующих незамедлительных решений, клиент обсуждает эти вопросы с консультантом.