Блог практикующего психолога. Наблюдения и идеи.

Вовлеченность в учебный процесс

Психология в жизни Теория и практика

В данной статье я хотел бы рассмотреть некоторые аспекты обучения школьников от 7 до 16 лет. Все приведённые ниже размышления происходят, с одной стороны, из моего опыта психолога–консультанта, с другой стороны, из опыта преподавания игры на гитаре.


Одним из факторов эффективности и успешности обучения является вовлеченность ребёнка в сам процесс обучения. В свою очередь, для обеспечения вовлеченности ребёнка в процесс обучения нужно, чтобы выполнялось как минимум два условия: обеспечение чувства безопасности и личная заинтересованность ребёнка. Дополнительными условиями, но не менее важными является ощущение комфорта и удовлетворение текущих физиологических потребностей ребёнка.


Что такое ощущение безопасности для ребёнка? Чтобы понять, что такое безопасность в понимании ребёнка, сначала разберёмся, что есть ощущение безопасности взрослого человека. Когда мы чувствуем себя безопасно? Мой опыт психотерапевта говорит мне о том, что ощущение безопасности появляется прежде всего тогда, когда есть хотя бы один человек, который готов принять нас такими, какие мы есть. Более того, это человек должен быть досягаем в данный момент времени. 


Если перенести это на детский опыт, то для ребёнка этот человек – мама, папа или тот, кто заменяет его, например, педагог. Это особенно заметно при работе с детьми младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет), когда ребёнок только учится самостоятельности мышления, дифференцировать себя от мамы, ему еще требуется тот, кто будет помогать ему самостоятельно мыслить и чувствовать. Т. е. ребёнок должен быть уверен, что педагог ему всегда поможет, услышит и пояснит. Особенно этот аспект важен при взаимодействии с другими детьми, когда ребёнок может просто не понять, почему другие дети ведут себя иначе, чем он это ожидает. В этом возрасте для ребёнка важны правила, и правила эти могут работать по принципу «запрещено всё, что не разрешено». Например, если ребёнок воспитывается в строгой семье, то он может бояться заявить о своих потребностях под страхом наказания. В таком случае полезно будет объявить ребёнку о том, что он может обращаться за помощью, спрашивать, если ему что-то не понятно, и показать примером, что в этом случае наказания не последует.


Под наказанием ребёнок может понимать всё, что угодно. Например, если ребёнок любознателен и порой утомляет родителей вопросами, они могут начать его игнорировать, тогда он может расценить это как наказание за любопытство и перестать задавать вопросы, опасаясь игнорирования со стороны взрослого. Такое поведение формируется много раньше школы, но может не терять своей силы даже уже в зрелой жизни, преобразовываясь порой в довольно причудливые формы.


Если рассмотреть период от 12 до 17 лет, т. е. пубертатный период, то обеспечение безопасности со стороны педагога тут сроится на уважении к личностным границам ученика.


Более того, на данном периоде развития ребёнок начинает проверять ранее полученные знания, правила и ценности. Это связано с тем, что в этом возрасте происходит так называемая сепарация, т. е. психологическое отделение от родителей. Этот процесс примечателен тем, что у ребёнка имеется две сильные противоположные потребности: потребность в самостоятельности и личного пространства и потребность в защите и контроле со стороны взрослых. Под контролем со стороны взрослого в данном контексте подразумевается помощь в реализации ценностей и правил, т. к. у детей слабо развиты механизмы торможения, и если в младшем возрасте это компенсируется желанием детей соблюдать правила «как взрослые», то в подростковом возрасте данный механизм значительно ослабевает, возникают новые потребности и желания, порой противоположные заложенным правилам, что, в свою очередь, порождает конфликт, а, следовательно, и тревожность с невозможностью эффективно себя реализовывать. 


В этом свете задача педагога на данном периоде заключается в поощрении самостоятельности изучения предмета и при этом ненавязчивой помощи в освоении материала и контроля реализации знаний.


Это реализуется через разрешения думать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, обсуждать материал, т. е. через контакт Взрослый – Взрослый (обращение к ребёнку как к взрослому индивиду) и поощрения конструктивного и безопасного использования полученных знаний и навыков. 


Выше сказанное несложно реализовать при индивидуальной работе, но при работе с группой не всегда есть возможность уделять персональное внимание каждому ребёнку. И тут можно использовать естественную потребность человека принадлежности к группе. Пик этой потребности приходится на 13-15 лет и удерживается в течение 5-7 лет.


Примером может служить командная работа с чёткими ролями, основанными на сильных сторонах каждого ученика. Причем эти самые стороны можно предложить выявить самим ученикам. Важно последить, чтобы никто из группы не был обесценен, и, если возникают конфликты, педагог должен помочь конфликт разрешить, выявив его причину и предложив найти консенсус, т. е. в выигрыше должны остаться обе стороны конфликта.  Также хорошим подспорьем может служить выработка внутренних правил поведения.

Таким образом, можно выделить следующие факторы, отвечающие за вовлечённость ученика в процесс познания:


- чувство защищенности, в том числе возможности обращения за помощью к взрослому (обеспечивает снижение тревожности);

- чувство принадлежности к чему-либо и собственной полезности (ощущение собственной целостности и окейности);

- понимание цели обучения (разрешения конфликта интересов и потребностей, реализация самостоятельности);

- практическая подача материла (реализация потребности применения новых знаний, реализация самостоятельности).


В завершение статьи хочу отметить, что, несмотря на кажущуюся сложность, выше описанный подход при должном навыке является саморегулируемым при условии хорошей обратной связи с учениками, и может быть полезен не только в вопросе обучения, но в других вопросах, касающихся взаимодействия с детьми.