К себе, к окружению и к миру в целом можно относиться по-разному. И это отношение так или иначе будет влиять на наше восприятие. Например, если мы ставим себя выше других, мы будем склонны обесценивать их достижения. Или, наоборот, принижать себя и свои достоинства, если нам кажется, что мы хуже других. Если мы воспринимаем мир враждебно, мы упускаем много возможностей и не видим многие пути решения задач, которые ставит перед нами жизнь.
Таким образом важно научиться воспринимать, а точнее принимать людей как равных. Как же это сделать? На первый взгляд, сложно принимать человека на равных, если ты очевидно в чём-то его превосходишь. Ну или он тебя. Но если копнуть глубже, задаться вопросом, а почему кто-то в чём-то лучше, а в чём-то хуже, можно прийти к двум важным выводам:
- навык определяется опытом. То есть, если человек с детства занимается музыкой, его навыки явно будут лучше, чем у человека, который занялся музыкой значительно позже или не занимался вовсе. Причем важно учитывать как непосредственный опыт, так и опосредованный. В примере с музыкой опосредованный опыт может быть получен, если, например, родители музыканты или в семье просто принято много петь и слушать музыку. Даже такой опыт даст возможность глубже понимать музыку на интуитивном уровне и ускорит обучение;
- ценность навыка определяется средой, в которой находится человек. Тут очень многое зависит от общепринятых ценностей и глобальных целей. Понятно, что, скажем в средневековье и в современном мире одни и те же навыки будут иметь разную значимость и ценность. Даже на уровне восприятия информации: если в современном мире больше пригодится умение ориентироваться в больших массивах информации и глубокое знание какого-то одного направления, то в условиях средневековья более целесообразном является умение быстро ориентироваться на местности и многозадачность. Даже в современном мире в каждой культуре можно обнаружить различия в том, как и через что оценивается человек.
Что же это нам даёт? Прежде всего понимание того, что оценка другого через призму своего опыта не совсем корректна. Человек может чего-то не знать или не уметь всего лишь потому, что просто с этим не сталкивался. Это не делает его плохим или хорошим.
То же касается и ценностей, ведь они не что иное как некоторый выкристаллизованный опыт, которые позволял или позволяет выживать в определенной среде.
К сожалению, опыты разных людей могут не только не совпадать, но и приходить в прямое противоречие. Это порождает конфликт, который не всегда возможно разрешить мирно. В прочем, если научиться слышать другого, даже в самых сложных случаях можно найти относительно приемлемое решение. Просто важно помнить: человек такой, потому что таков его опыт. А если человека определяет опыт, следовательно новый опыт может человека изменить. Эту идею можно в разных формах обнаружить у разных мыслителей, ученых и философов прошлого. Например, я её встречал у Льва Выгодского и Карла Маркса.
Таким образом важно научиться воспринимать, а точнее принимать людей как равных. Как же это сделать? На первый взгляд, сложно принимать человека на равных, если ты очевидно в чём-то его превосходишь. Ну или он тебя. Но если копнуть глубже, задаться вопросом, а почему кто-то в чём-то лучше, а в чём-то хуже, можно прийти к двум важным выводам:
- навык определяется опытом. То есть, если человек с детства занимается музыкой, его навыки явно будут лучше, чем у человека, который занялся музыкой значительно позже или не занимался вовсе. Причем важно учитывать как непосредственный опыт, так и опосредованный. В примере с музыкой опосредованный опыт может быть получен, если, например, родители музыканты или в семье просто принято много петь и слушать музыку. Даже такой опыт даст возможность глубже понимать музыку на интуитивном уровне и ускорит обучение;
- ценность навыка определяется средой, в которой находится человек. Тут очень многое зависит от общепринятых ценностей и глобальных целей. Понятно, что, скажем в средневековье и в современном мире одни и те же навыки будут иметь разную значимость и ценность. Даже на уровне восприятия информации: если в современном мире больше пригодится умение ориентироваться в больших массивах информации и глубокое знание какого-то одного направления, то в условиях средневековья более целесообразном является умение быстро ориентироваться на местности и многозадачность. Даже в современном мире в каждой культуре можно обнаружить различия в том, как и через что оценивается человек.
Что же это нам даёт? Прежде всего понимание того, что оценка другого через призму своего опыта не совсем корректна. Человек может чего-то не знать или не уметь всего лишь потому, что просто с этим не сталкивался. Это не делает его плохим или хорошим.
То же касается и ценностей, ведь они не что иное как некоторый выкристаллизованный опыт, которые позволял или позволяет выживать в определенной среде.
К сожалению, опыты разных людей могут не только не совпадать, но и приходить в прямое противоречие. Это порождает конфликт, который не всегда возможно разрешить мирно. В прочем, если научиться слышать другого, даже в самых сложных случаях можно найти относительно приемлемое решение. Просто важно помнить: человек такой, потому что таков его опыт. А если человека определяет опыт, следовательно новый опыт может человека изменить. Эту идею можно в разных формах обнаружить у разных мыслителей, ученых и философов прошлого. Например, я её встречал у Льва Выгодского и Карла Маркса.
Всё это подводит нас к простой мысли: плохих людей не бывает, бывает плохой опыт. А с этим, в большинстве случаев, можно работать. Почему в большинстве, а не всегда: к сожалению, некоторый опыт приводит к необратимым изменениям личности.
Так же важно понимать, что отсутствие какого-либо опыта или негативный опыт не может быть оправданием каких-либо деструктивных действий, но может быть ключом к позитивному изменению личности. Более того, мы можем и вовсе не принимать чужой опыт, чужие ценности. При этом мы должны принимать право человека на его опыт и его ценности. В этом, кстати, заключается формула здоровых отношений:
Я уважаю и принимаю свои потребности и уважаю и принимаю наличие потребностей другого.
Почему именно наличие потребности, а не саму потребность. Тут всё просто: для каждого человека есть неприемлемые формы удовлетворения собственных потребностей. Например, я уважаю желание алкозависимого человека перестать испытывать страх, вину и одиночество. Но вот форму удовлетворения в виде употребления алкоголя я принять никак не могу, так как она разрушительна как для самого человека, так и для его окружения. Он не становится для меня плохим, просто проявляется некоторое ограничение, направленное на защиту собственных ценностей без нападения на ценности другого. Более того, в силу своей профессии, я прекрасно понимаю, что алкогольная зависимость не появляется на пустом месте, и, следовательно, у меня нет причин относиться к такому человеку с каким-то негативом. Так же это понимание даёт возможность выбора формы и условий позитивного контакта с ним.
Вот и получается, что любой человек хорош сам по себе. Это не значит, что мы должны его любить, позволять делать нам больно или взваливать на свои плечи его жизнь. Это значит, что за каждым поступком, за каждым словом стоит история. Не всегда добрая и солнечная, порой наполненная грозами, серостью, болью и страхом, заставляющая обрастать человека шипами и оголять клыки. И что не всегда есть выбор, каким быть и каким стать. Поэтому нет смысла злиться, ненавидеть, смеяться над человеком. Но есть смысл его понять, это даст возможность уйти от деструктивного поведения и соприкоснуться с человеком, наладить контакт. Ну или разойтись, не причиняя друг другу боль.
Что же до отношения к миру, то, на мой взгляд, у мира свой опыт. И опыт этот есть сумма опытов всех людей. А следовательно, и нашего с вами опыта. И с учётом того, что мы так или иначе влияем как минимум на людей из ближайшего окружения, а они на своё ближайшее окружение, мы можем подружиться с миром просто живя в соответствии со своими ценностями. Потому особого смысла злиться на него нет. А есть смысл создавать позитивный опыт и делиться им.
Вот и получается, что нас определяет наш опыт, а он от нас не всегда зависит. Поэтому, я уверен, что каждый человек хороший сам по себе, просто потому что он есть.
Так же важно понимать, что отсутствие какого-либо опыта или негативный опыт не может быть оправданием каких-либо деструктивных действий, но может быть ключом к позитивному изменению личности. Более того, мы можем и вовсе не принимать чужой опыт, чужие ценности. При этом мы должны принимать право человека на его опыт и его ценности. В этом, кстати, заключается формула здоровых отношений:
Я уважаю и принимаю свои потребности и уважаю и принимаю наличие потребностей другого.
Почему именно наличие потребности, а не саму потребность. Тут всё просто: для каждого человека есть неприемлемые формы удовлетворения собственных потребностей. Например, я уважаю желание алкозависимого человека перестать испытывать страх, вину и одиночество. Но вот форму удовлетворения в виде употребления алкоголя я принять никак не могу, так как она разрушительна как для самого человека, так и для его окружения. Он не становится для меня плохим, просто проявляется некоторое ограничение, направленное на защиту собственных ценностей без нападения на ценности другого. Более того, в силу своей профессии, я прекрасно понимаю, что алкогольная зависимость не появляется на пустом месте, и, следовательно, у меня нет причин относиться к такому человеку с каким-то негативом. Так же это понимание даёт возможность выбора формы и условий позитивного контакта с ним.
Вот и получается, что любой человек хорош сам по себе. Это не значит, что мы должны его любить, позволять делать нам больно или взваливать на свои плечи его жизнь. Это значит, что за каждым поступком, за каждым словом стоит история. Не всегда добрая и солнечная, порой наполненная грозами, серостью, болью и страхом, заставляющая обрастать человека шипами и оголять клыки. И что не всегда есть выбор, каким быть и каким стать. Поэтому нет смысла злиться, ненавидеть, смеяться над человеком. Но есть смысл его понять, это даст возможность уйти от деструктивного поведения и соприкоснуться с человеком, наладить контакт. Ну или разойтись, не причиняя друг другу боль.
Что же до отношения к миру, то, на мой взгляд, у мира свой опыт. И опыт этот есть сумма опытов всех людей. А следовательно, и нашего с вами опыта. И с учётом того, что мы так или иначе влияем как минимум на людей из ближайшего окружения, а они на своё ближайшее окружение, мы можем подружиться с миром просто живя в соответствии со своими ценностями. Потому особого смысла злиться на него нет. А есть смысл создавать позитивный опыт и делиться им.
Вот и получается, что нас определяет наш опыт, а он от нас не всегда зависит. Поэтому, я уверен, что каждый человек хороший сам по себе, просто потому что он есть.