Блог практикующего психолога. Наблюдения и идеи.

Онегин. Трагедия непонятого одиночества.

Размышления
С Онегиным я познакомился, как и многие, ещё в школе. Правда, тогда сам роман я толком не читал, и мне казалась, что история Евгения довольно банальна: не ценим, что имеем, а потерявши - плачем. Как и все, учил письмо Татьяны наизусть и, в общем-то, недоумевал, зачем оно мне. Да и вряд ли подросток в состоянии понять всю глубину переживаний и страданий главного героя.

Вдумчиво прочитать книгу мне довелось этим летом. И уже тогда мне захотелось разобрать трагедию, о которой нам поведал Александр Сергеевич на страницах своего романа.

И так с чего бы начать?

Как нам показывают Онегина? Молодого денди, который устал от жизни большого города. Думаю, он просто не смог найти в балах и светской жизни своего места: мимолетные интрижки и "легкое" удовольствие - явно не то, что жаждала его душа.

Совершенно другой представляется его жизнь в поместье: тишина и покой. Редкие выходы в свет. Приятные беседы с единственным другом. Но вот в жизни появляется Татьяна, и Онегин в одночасье своими руками разрушает идиллию. Почему же Онегин не отказался от дуэли? Почему он не ответил взаимностью Татьяне? Всё просто: Онегин очень боялся искренней близости и связанной с ней болью. Кстати, Татьяна в этом плане - точная копия Евгения.

И так, давайте посмотрим на Евгения с точки зрения психологии.

Если рассматривать Онегина с позиции трансактного анализа, то у него можно выделить две ведущих адаптации: "креативный мечтатель" (или шизоидная) и "сверхреагирующий энтузиаст" (или истероидная). То есть внутри него перманентно есть два конфликта:

– Желание найти человека, который разделит его устремление при неверии в то, что такой человек вообще существует. Шизодиная позиция: Я – Ок, Ты – НеОк (не сможешь меня никогда понять).

Стремление быть частью чего-то при неверии в то, что его могут принять таким, какой он есть. Истероидная позиция Я – неОк (я недостаточно хорош, чтобы меня любили), Ты – Ок.

И, соответственно, две ведущие защиты:

– Уход в себя, во внутренний мир при сильной фрустрации (например, чтение книг, в последствие - путешествие по Кавказу).

– Создание привлекательного образа на основе ожиданий общества, чтобы нравиться другим, оставаясь при этом эмоционально не вовлечённым в процесс.

Этим объясняется различия в его поведении в обществе и наедине с близкими людьми. Например, с Ленским. Если при выходе в свет Онегин ведёт себя несколько отстранённо, обесценивающее, то с Ленским позволяет себе немного раскрыться, высказать своё мнение.

Последний является для Онегина в целом безопасной фигурой, так как не лезет ему в душу и спокойно относится к его замечаниям. С другой стороны Ленский, являясь идеалистом и, в общем-то, фигурой инфантильной, невольно своим поведением подтверждает главное сценарное убеждение (в понимании трансакного анализа) Онегина: его, Онегина, никто не поймёт, он никому не нужен. Близость заканчивается разлукой и болью.

Из-за этого же предписания Онегина пугает искренность Татьяны: с одной стороны, он в ней видит родственную душу, с другой - сам факт существования Татьяны рушит привычный уклад жизни и идёт в противоречие со сценарием. Поэтому Евгений пытается максимально отстраниться от неё, обесценивая сам факт того, что он может быть не один. Он уже свыкся с одиночеством. Даже построил целый фундамент доводов, обосновывающий его стиль жизни.

Одна из проблем шизоидной адаптации в том, что люди с подобной адаптацией имеют предписание "Будь сильным!". То есть для них проявление любой слабости подобно смерти. Любая привязанность их страшит так же сильно, как и тяготит одиночество. И чем сильнее страх, тем сильнее работает предписание. Именно поэтому Онегин отказывает "наивной" Татьяне, именно поэтому он не отступает в дуэли. Он не может проявить слабость. Да и сам конфликт с Ленским - не что иное, как попытка укрепиться в собственной установке, что близость несёт лишь боль и что его не принимают таким, какой он есть.

Тут я бы хотел сделать ремарку и порассуждать: а могла бы история с Ленским закончиться иначе? Как ни странно, да. Причём особую роль тут мог бы сыграть сам Ленский. Если бы он по-настоящему интересовался своим другом, он бы спросил бы у него, что с тем происходит. Для Онегина это бы значило, что его как минимум пытаются понять и что он значим. Значим таким, какой он есть. Что его чувство важны и он не один. Но этого не произошло.
Вообще в течение всего романа никто не интересуется внутренними переживаниями Евгения. Да и в целом красной линией всего романа идет идея, что искренность никому не нужна. Каждый зациклен на себе и том, как он предстаёт в обществе. И поэтому, даже когда кто-то набирается смелости эту искренность показать, это искренность не встречает понимания, разбиваясь о рационализм и правила светского общества.

Отдельного внимания заслуживает последняя сцена романа. Смог ли Онегин выйти из своего сценария, смог ли поверить в то, что его могут понять и принять? Эти вопросы так и остаются без ответа. Ведь несмотря на то, что Онегин решился на разговор с Татьяной, несмотря на то, что и она не стала скрывать своих истинных чувств, они оба понимали: ничего не изменится. Не в том обществе, частью которого они являлись. То есть этот разговор лишь подтвердил их собственные предрассудки и убеждения. Возможно, если бы был шанс на другой исход, то Онегин так и не решился бы прийти к Татьяне, а Татьяна – заговорить с ним.

Эта сцена интересна тем, что показывает, как иногда человек в рамках своего сценария может предпринимать попытки меняться, если эти попытки обречены на провал. Такой вот своеобразный способ подтверждения сценарных убеждений. В жизни такое встречается, когда человек уже готов что-то изменить в жизни, но ещё есть некоторые сомнения. Про себя я это называю развилкой возможности. Её смысл в том, что человек или идёт в новую жизнь, или же на разворот в свой сценарий, чтобы снова повторить всё то, что уже пережил. Порой с более трагичными и тяжёлыми последствиями. Какой путь в итоге выбрал Евгений, неизвестно. Надеюсь, его выбор был более разумным, чем выбор его создателя.

В завершение.

После прочтения романа я несколько дней размышлял, а как бы сложилась история Онегина, если бы он знал, что его где-то любят и ждут. Что есть место, где его чувства встретят понимание и тепло. Наверно, жил бы себе с Татьяной, болтал и спорил с Ленским, наслаждался тишиной и покоем…