Наверно, многие слышали афоризм «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». В этом афоризме можно обнаружить много смыслов. Более очевидные, менее очевидные. Наверно, одним из самых очевидных – это про то, что со знанием приходит понимание несовершенства мира.
И вот недавно, на одной из сессий, я обнаружил довольно неочевидный позитивный смысл: мудрый умеет отпускать. Отношения, события, вещи. Всё, что уже не важно и ушло в прошлое. И чем мы становимся мудрее, тем легче это даётся. А причём тут печаль и скорбь?
Переживание печали и скорби – неотъемлемая часть цикла горевания. То есть, если мы глушим в себе печаль, делаем вид, что нам не больно от потери (а скорбь – это и есть боль), мы как бы замораживаем переживание и помещаем его в глубь себя. Например, через вытеснение или обесценивание.
Как правило, чем ограниченней наш жизненный опыт, тем сложнее проживать потерю. Особенно в одиночестве, только за счёт внутреннего ресурса. Ограниченность опыта – это не количественная характеристика, а качественная. Проще говоря, важно не столько количество ситуаций, в которых мы побывали, не количество потерь и приобретений, а то, как мы это прожили, как ассимилировали. И тут мы снова возвращаемся к печали. Ведь только в печали опыт становиться опытом, а не остаётся лишь событием.
Возможно поэтому проще учиться на собственном опыте: тут неизбежны ошибки и, соответственно, от печали никуда не деться.
То есть печаль помогает становиться мудрее, а мудрость проживать печаль. Кто-то спросит, а в чем позитив-то? А позитив в том, что отпускание – это процесс завершения. А при завершении мы испытываем ещё одну важную эмоцию – радость. Причём радость глубокую, настоящую и освобождающую. На мой взгляд, главная функция радости – это сброс лишних ресурсов при достижении определенной цели. Вот и получается, что для полноценного проживания опыта просто необходимо уметь прожить как радость, так и печаль. А иногда и скорбь.
И вот недавно, на одной из сессий, я обнаружил довольно неочевидный позитивный смысл: мудрый умеет отпускать. Отношения, события, вещи. Всё, что уже не важно и ушло в прошлое. И чем мы становимся мудрее, тем легче это даётся. А причём тут печаль и скорбь?
Переживание печали и скорби – неотъемлемая часть цикла горевания. То есть, если мы глушим в себе печаль, делаем вид, что нам не больно от потери (а скорбь – это и есть боль), мы как бы замораживаем переживание и помещаем его в глубь себя. Например, через вытеснение или обесценивание.
Как правило, чем ограниченней наш жизненный опыт, тем сложнее проживать потерю. Особенно в одиночестве, только за счёт внутреннего ресурса. Ограниченность опыта – это не количественная характеристика, а качественная. Проще говоря, важно не столько количество ситуаций, в которых мы побывали, не количество потерь и приобретений, а то, как мы это прожили, как ассимилировали. И тут мы снова возвращаемся к печали. Ведь только в печали опыт становиться опытом, а не остаётся лишь событием.
Возможно поэтому проще учиться на собственном опыте: тут неизбежны ошибки и, соответственно, от печали никуда не деться.
То есть печаль помогает становиться мудрее, а мудрость проживать печаль. Кто-то спросит, а в чем позитив-то? А позитив в том, что отпускание – это процесс завершения. А при завершении мы испытываем ещё одну важную эмоцию – радость. Причём радость глубокую, настоящую и освобождающую. На мой взгляд, главная функция радости – это сброс лишних ресурсов при достижении определенной цели. Вот и получается, что для полноценного проживания опыта просто необходимо уметь прожить как радость, так и печаль. А иногда и скорбь.