Блог практикующего психолога. Наблюдения и идеи.

Когда знания ограничивают

Размышления

Когда знания ограничивают.

Есть в жизни такой парадокс: знания толкают прогресс, и они же этот прогресс тормозят. И парадокс этот касается не только науки, но вполне себе существует и в повседневной жизни. Практически во всех её появлениях.
Размышляя над этим парадоксом, я пришёл к выводу, что, видимо, есть некий предел информации, когда и происходит качественный её переход из двигателя в ограничитель. Причём сильно играет качество этой информации, и особенно её разнообразие: чем она более однотипна, тем меньше её надо, чтобы она начинала нас тормозить в развитии и снижала возможности рационально размышлять.
Думаю, это связанно с тем, что количество знаний, которые мы можем держать в голове, ограничено. Поэтому при достижении определённых пределов мы начинаем воспринимать информацию выборочно, по определённым маркерам. Своеобразная защита от перегрузки.
Другими словами, при определенных условиях нас можно перегрузить информацией таким образом, чтобы подвести к определенным выборам или, наоборот, отказа от определенных вариантов.
Например, так работает реклама: нам постоянно демонстрируют определённый бренд, а потом в магазине из-за сверх широкого ассортимента большинство теряются и в итоге выбирают тот самый определенный бренд. Причём, если выбор недостаточно велик, такой сценарий не сработает – не будет перегрузки и, следовательно, человеку будет легче сделать иной выбор. Частично я об этом упоминал в своей статье «Навязанное восприятие». В то же самое время в отрыве от бренда мы часто начинаем изучать свойство продукта, что позволяет выбрать то, что нужно именно нам.
Какой вывод можно сделать? Избыток однотипной информации может сужать наше восприятие.
Ещё одним вариантом, когда знания начинают ограничивать, является догматизм. Особенно это проявляется в экспертных оценках. Например, я замечал, что профессиональному звукорежиссёру, у которого уже сложился подход к тому, как производить музыкальный материал, бывает сложно оценить нестандартную художественную задумку, если композиция сделана «не по правилам». Фокус внимания невольно падает на «неправильную» техническую деталь.
Это же можно наблюдать в истории науки: научный догматизм часто ставит препоны новым идеям. Примером тут может быть история Больцмана с его термодинамической теорией.
Но наиболее силён догматизм в обычной жизни: мы отказываемся от новых знаний и умений просто потому, что это не вписывается в привычный образ жизни. Скажем так: мой дед так делал, мой отец так делал, так и я делаю. На сколько это актуально? Это не важно. Это же проверено временем. Кто-то возразит, что это от недостатка знаний, но это не так. Это просто другие знания.
Так же ограничивающим фактором знания могут стать при переобучении. Чем человек больше знает и умеет, тем ему сложнее переучиваться. Опять же это следствие нашего мышления: нам свойственно опираться на наш опыт и не доверять опыту из вне. Кстати, наиболее ярко это начинает проявляться во второй половине жизни.
Можно ли не упираться в эти ограничения? Конечно, можно. И тут нам поможет диалектическая триада тезис – антитезис – синтез. Если её сильно упросить для ежедневного применения, то можно прийти к такому заключению: определенные знания и умения актуальны и эффективны в определённых контекстах. С изменением контекста также изменяется актуальность и эффективность этих знаний и умений.
На практике это обозначает периодическую ревизию собственного опыта и сопоставления его с текущей реальностью. Например, я всегда держу в голове то, что мои знания и навыки не универсальны, поэтому с поступлением нового опыта я провожу их переоценку. Беру актуальное и откидываю ошибочное и ненужное. То есть я всегда готов к тому, что мои выводы и установки могут быть устаревшими или вообще не верны и требуют пересмотра. Кстати, этому я научился, как ни странно, у математиков: нет более гибкой и изменчивой науки.
Так же важна информационная гигиена. Важно научиться не перегружать себя однотипной информацией. В то же время полезно научиться ограничивать её вариативность. Последнее требуется, чтобы не уйти в вечный поиск идеального решения.
Ещё мне видится полезным сопоставление опытов из разных областей. Это позволит увидеть нетривиальные решения тривиальных задач. А это, в свою очередь, хорошо развивает гибкость ума и расширяет опыт.
Ну и, конечно же, не забывайте мечтать и фантазировать. Ведь где действительно нет ограничений, так это там. И уже оттуда можно потаскать идеи, сопоставив их с реальностью. Полёт в космос начинался с мечты.