Листал старые записи на своём канале Telegram и наткнулся на вот такую заметку:
На днях внезапно от соседа снизу стал прилетать запах табачного дыма. Источником оказались щели в пожарном люке на лоджии. Недолго думая, я сбегал за монтажной пеной и устранил это недоразумение. Плюс ко всему, мотивации хватило и ещё на несколько домашних дел. И тут я подумал, как всё-таки интересно включается мотивация. Если источник раздражения предельно ясен или мы ощущаем сильный дискомфорт, то найти силы на устранение причин несложно. А вот если такой источник неясен или дискомфорт вполне можно терпеть, тогда мотивация может и не появиться.
И вот тут пришла мысль о том, что если мотивации не хватает, но дело сделать хочется или необходимо, есть смысл разобраться, какие чувства вызывает это дело и почему. Возможно, это даст силы преодолеть силы гравитацию и встать с дивана. Пока это лишь идея, но я думаю испытать ее в деле. Вот так сегодня.
Заметка эта была сделана ещё зимой, и идея прошла-таки испытание делом и временем. Испытанно, как говориться, на себе. Сейчас я могу сказать, что подобная рефлексия помогла мне легче начинать и доделывать(!) субъективно неприятные дела, преодолевать лень, пассивность и тревогу.
Вообще, подобная рефлексия обнаруживает неочевидные страхи и является хорошим подспорьем в их проработке и преодолении. Когда я задумался, почему так происходит, мне сначала подумалось, что это похоже на работу с психологом в КПТ или РЭПТ подходах. Но потом я подумал, что тут всё же больше работа с внутреннем Ребёнком, поскольку мы не столько касаемся каких-то своих убеждений, сколько просто принимаем себя. Мы не отрицаем свои чувства, мы не оспариваем свои выводы, но мы как любящие и терпеливые родители выслушиваем самих себя и помогаем себе же успокоится, понять ситуацию и увидеть выгоды и/или необходимость действия.
Вот примерные вопросы, которые могут помочь в подобных ситуациях:
Список примерный потому, что ту важно просто поговорить с собой, услышать себя, не отвергая неприятных переживаний. Часто бывает, что мы избегаем действий, так как боимся не справиться с последствиями этих действий. Как ребёнок, который не уверен, что справится и думает, что будет за это наказан (не обязательно в буквальном смысле), всячески уклоняется от соответствующих действий. Например, не зная «правильного» ответа будет молчать.
Если же ребёнок знает, что он не останется один на один с неудачей, с переживаниями и болью, что его услышат, то он честно ответит, что, например, чего не умеет или не понимает.
На днях внезапно от соседа снизу стал прилетать запах табачного дыма. Источником оказались щели в пожарном люке на лоджии. Недолго думая, я сбегал за монтажной пеной и устранил это недоразумение. Плюс ко всему, мотивации хватило и ещё на несколько домашних дел. И тут я подумал, как всё-таки интересно включается мотивация. Если источник раздражения предельно ясен или мы ощущаем сильный дискомфорт, то найти силы на устранение причин несложно. А вот если такой источник неясен или дискомфорт вполне можно терпеть, тогда мотивация может и не появиться.
И вот тут пришла мысль о том, что если мотивации не хватает, но дело сделать хочется или необходимо, есть смысл разобраться, какие чувства вызывает это дело и почему. Возможно, это даст силы преодолеть силы гравитацию и встать с дивана. Пока это лишь идея, но я думаю испытать ее в деле. Вот так сегодня.
Заметка эта была сделана ещё зимой, и идея прошла-таки испытание делом и временем. Испытанно, как говориться, на себе. Сейчас я могу сказать, что подобная рефлексия помогла мне легче начинать и доделывать(!) субъективно неприятные дела, преодолевать лень, пассивность и тревогу.
Вообще, подобная рефлексия обнаруживает неочевидные страхи и является хорошим подспорьем в их проработке и преодолении. Когда я задумался, почему так происходит, мне сначала подумалось, что это похоже на работу с психологом в КПТ или РЭПТ подходах. Но потом я подумал, что тут всё же больше работа с внутреннем Ребёнком, поскольку мы не столько касаемся каких-то своих убеждений, сколько просто принимаем себя. Мы не отрицаем свои чувства, мы не оспариваем свои выводы, но мы как любящие и терпеливые родители выслушиваем самих себя и помогаем себе же успокоится, понять ситуацию и увидеть выгоды и/или необходимость действия.
Вот примерные вопросы, которые могут помочь в подобных ситуациях:
- Что мне необходимо сделать?
- Это действительно необходимо? Или это желательно сделать? Или я хочу это сделать? Что я чувствую, думая над ответом?
- Почему именно это чувство? С чем оно связано?
- Уйдёт ли оно, если я сделаю то, что необходимо/желательно/хочу?
- Как бы я помог своему ребёнку, если бы он испытывал подобное переживание?
- Могу ли я также помочь себе?
Список примерный потому, что ту важно просто поговорить с собой, услышать себя, не отвергая неприятных переживаний. Часто бывает, что мы избегаем действий, так как боимся не справиться с последствиями этих действий. Как ребёнок, который не уверен, что справится и думает, что будет за это наказан (не обязательно в буквальном смысле), всячески уклоняется от соответствующих действий. Например, не зная «правильного» ответа будет молчать.
Если же ребёнок знает, что он не останется один на один с неудачей, с переживаниями и болью, что его услышат, то он честно ответит, что, например, чего не умеет или не понимает.
Главное, чтобы Родитель был не карающий («не умеешь - сам дурак», «ты меня позоришь», «пока не съел кашу, из-за стола не выйдешь») или гиперопекающий ( «ой, ты не справишься, дай я сам(а)», «мне холодно, надень шапку», «не бегай, у тебя слабые легкие»), а принимающий ( «давай посмотрим, почему у тебя не выходит и разберёмся», «если больно, ты можешь плакать», «давай придумаем вместе, чем сегодня займёмся») и позитивно контролирующий ( «постой, так делать не надо, ты поранишься. Вот так будет безопасно, попробуй», «у тебя тройки по математике, тебе нужна помощь?», «Тебе нужно сделать домашнее задание, а я пока приготовлю вкусный ужин»).
Вот таким Родителем и нужно побыть для себя Маленького. Принимающим, понимающим и контролирующим. Тогда мы научимся что-то делать через «не хочу». Точнее, это «не хочу» будет трансформироваться в позитивное «надо». Мы будем понимать, зачем мы делаем, для чего это именно нам самим, и какие действия мы сможем предпринять в случае неудачи, где сможем найти помочь и подсказки. Так будет набираться нужный опыт, а неизвестность будет пугать всё меньше и меньше. А это уже путь к активной и качественной жизни.
Возможно, получилось несколько сумбурно. Надеюсь, статья будет вам полезна.
Вот таким Родителем и нужно побыть для себя Маленького. Принимающим, понимающим и контролирующим. Тогда мы научимся что-то делать через «не хочу». Точнее, это «не хочу» будет трансформироваться в позитивное «надо». Мы будем понимать, зачем мы делаем, для чего это именно нам самим, и какие действия мы сможем предпринять в случае неудачи, где сможем найти помочь и подсказки. Так будет набираться нужный опыт, а неизвестность будет пугать всё меньше и меньше. А это уже путь к активной и качественной жизни.
Возможно, получилось несколько сумбурно. Надеюсь, статья будет вам полезна.