Чем может помешать талант
«…Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами.»
Лев Озеров «К истории», 1965 год.
Существуют люди, которым многое легко даётся. Почти с первой попытки. Думаю, у каждого был одноклассник, которому давалась всё и сразу, без особого труда. Смотришь на таких и завидуешь.
Я часто встречал таких людей в своей жизни. Да что там, в некоторых сферах я и сам таким был. Например, я легко понимал математику, физику и химию. Но мне повезло – жизнь меня сильно ударила лицом о реальность. Будучи подростком, я очень сильно увлекался музыкой, но вот незадача – у меня абсолютно не был развит слух. Настолько, что я не был в состоянии даже гитару настроить нормально. Плюс ко всему, тогда интернета не было, поэтому всё изучалось путём проб и ошибок. Я с завистью смотрел на ребят из музыкалки, для меня было какой-то магией даже простая блюзовая импровизация. И я учился, учился и учился не смотря на неудачи. И научился. И даже некоторую часть жизни давал уроки игры на гитаре.
Кто-то спросит, так в чём удача-то? А удача в том, что я таким образом выработал высокую толерантность к фрустрации. В переводе на русский – я научился нормально переживать неудачи, критику и учиться на ошибках. В свою очередь я часто встречал людей, которые как раз такой толерантностью не обладали. Как правило, они были довольно талантливы, эти таланты были довольно разнообразны, но была одна общая черта: навыки, определяемые этими талантами, им давались довольно легко.
Впервые я обратил на это внимание именно в музыкальной сфере: часто встречались классные музыканты, техничные, но узконаправленные. И как правило, они особо не понимали, как они делают то, что делают. Ещё одной общей чертой было то, что, если появлялось направление, где они хотели бы себя попробовать, но терпели даже мелкую неудачу, направление откидывалось, зачастую под нелепыми предлогами. Я, конечно, несколько утрирую, но тенденция прослеживалась весьма чётко. В то же время, музыканты, которым давалось всё с какими-либо сложностями, были разносторонне развиты и перед трудностями не пасовали. Подобную тенденцию я наблюдал и в других сферах.
Почему так происходило? Как я писал выше, всё дело в толерантности к фрустрации, которая вырабатывается, когда мы сталкиваемся с неизвестностью. Логика тут простая: если у нас не получается что-то, тогда мы не знаем результата, это порождает тревожность. Поэтому нам проще отказаться от цели и вернуться к привычному. Думаю, многие слышали про «выход из зоны комфорта». Тут комфорт – это не про мягкий диван, а про предсказуемость, которая и понижает эту самую тревожность. Вот так и получается палка о двух концах: вроде всё даётся легко, а выйти из привычного очень тяжело. И, наоборот, всё даётся через пот и слёзы, но начинаешь понимать пословицу «Глаза бояться, руки делают».
Кто-то возразит, что есть талантливые люди, которые не боятся трудностей! И будут правы. Ведь наличие таланта, читай предрасположенность к чему-либо, и умение проживать фрустрацию сами по себе никак не связаны. Связь эта может появиться и проявится в определенных условиях.
«…Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами.»
Лев Озеров «К истории», 1965 год.
Существуют люди, которым многое легко даётся. Почти с первой попытки. Думаю, у каждого был одноклассник, которому давалась всё и сразу, без особого труда. Смотришь на таких и завидуешь.
Я часто встречал таких людей в своей жизни. Да что там, в некоторых сферах я и сам таким был. Например, я легко понимал математику, физику и химию. Но мне повезло – жизнь меня сильно ударила лицом о реальность. Будучи подростком, я очень сильно увлекался музыкой, но вот незадача – у меня абсолютно не был развит слух. Настолько, что я не был в состоянии даже гитару настроить нормально. Плюс ко всему, тогда интернета не было, поэтому всё изучалось путём проб и ошибок. Я с завистью смотрел на ребят из музыкалки, для меня было какой-то магией даже простая блюзовая импровизация. И я учился, учился и учился не смотря на неудачи. И научился. И даже некоторую часть жизни давал уроки игры на гитаре.
Кто-то спросит, так в чём удача-то? А удача в том, что я таким образом выработал высокую толерантность к фрустрации. В переводе на русский – я научился нормально переживать неудачи, критику и учиться на ошибках. В свою очередь я часто встречал людей, которые как раз такой толерантностью не обладали. Как правило, они были довольно талантливы, эти таланты были довольно разнообразны, но была одна общая черта: навыки, определяемые этими талантами, им давались довольно легко.
Впервые я обратил на это внимание именно в музыкальной сфере: часто встречались классные музыканты, техничные, но узконаправленные. И как правило, они особо не понимали, как они делают то, что делают. Ещё одной общей чертой было то, что, если появлялось направление, где они хотели бы себя попробовать, но терпели даже мелкую неудачу, направление откидывалось, зачастую под нелепыми предлогами. Я, конечно, несколько утрирую, но тенденция прослеживалась весьма чётко. В то же время, музыканты, которым давалось всё с какими-либо сложностями, были разносторонне развиты и перед трудностями не пасовали. Подобную тенденцию я наблюдал и в других сферах.
Почему так происходило? Как я писал выше, всё дело в толерантности к фрустрации, которая вырабатывается, когда мы сталкиваемся с неизвестностью. Логика тут простая: если у нас не получается что-то, тогда мы не знаем результата, это порождает тревожность. Поэтому нам проще отказаться от цели и вернуться к привычному. Думаю, многие слышали про «выход из зоны комфорта». Тут комфорт – это не про мягкий диван, а про предсказуемость, которая и понижает эту самую тревожность. Вот так и получается палка о двух концах: вроде всё даётся легко, а выйти из привычного очень тяжело. И, наоборот, всё даётся через пот и слёзы, но начинаешь понимать пословицу «Глаза бояться, руки делают».
Кто-то возразит, что есть талантливые люди, которые не боятся трудностей! И будут правы. Ведь наличие таланта, читай предрасположенность к чему-либо, и умение проживать фрустрацию сами по себе никак не связаны. Связь эта может появиться и проявится в определенных условиях.
В детстве нам очень важно, чтобы родители помогали нам проживать фрустрацию, поддерживая нас и помогая преодолевать трудности. Тогда у нас вырабатывается понимание того, что трудности преодолимы. Это, уже в более зрелом возрасте, помогает переживать неопределенность: как в детстве рядом с нами был Сильный Взрослый, который поможет, в роли которого выступали мама с папой, так и теперь есть этот Взрослый, только теперь в роли него выступаем мы сами.
И вот тут талантливые дети могут попасть в своеобразную ловушку: они начинают двигаться не по тому пути, по которому хочется, а по тому, по которому получается. Например, ребёнка отдают в художественную школу только по тому, что он хорошо рисует. А не по тому, что ему это нравится.
Это происходит по тому, что так удобно всем: и родителям, и ребёнку. Ребёнок относительно легко достигает успехов, получая за это любовь и признание, избегая конфликтов и критики. Родители, в свою очередь, видят подтверждение своего вклада в воспитание. Создаётся парадоксальная ситуация: с одной стороны, ребёнок испытывает сильнейшую фрустрацию, так как его истинные потребности игнорируются, с другой – у него всё получается, и он получает любовь и признание. Как результат, он не научается проживать неудачи, но научается прекрасно «плыть по течению».
Возможна и другая ситуация: когда желания ребёнка и талант совпадают. Тут мы можем столкнутся с тем, что ребёнок просто не попадает в ситуации, порождающие сильную фрустрацию. Соответственно, у него не появляется возможности научиться ее переживать и преодолевать. Как у мальчишки, живущего в пустыне в дали от рек и озёр, нет шансов научиться плавать. Результат такой же – избегание во взрослой жизни ситуаций, связанных с риском неудачи.
Вот таким образом талант может сыграть с нами злую шутку, когда мы отказываемся от наших целей, будучи не способными просто принять возможность ошибки или критики.
Хорошая новость в том, что толерантность к фрустрации можно выработать в любом возрасте. Более того, вы, скорее всего, ею обладаете. Просто не совсем осознаёте, и поэтому не всегда она срабатывает. Ведь все мы так или иначе ошибаемся, у всех у нас бывали ситуации, когда ожидания не совпадали с реальностью, у всех у был опыт, когда пришлось потрудиться, чтобы получить нужный результат. И мы живёт дальше. Следовательно, надо просто осознать и понять, как мы прожили эти моменты нашей жизни, выбрать подходящие и вперёд, к новым свершениям. И пусть ваши таланты вам помогут!
И вот тут талантливые дети могут попасть в своеобразную ловушку: они начинают двигаться не по тому пути, по которому хочется, а по тому, по которому получается. Например, ребёнка отдают в художественную школу только по тому, что он хорошо рисует. А не по тому, что ему это нравится.
Это происходит по тому, что так удобно всем: и родителям, и ребёнку. Ребёнок относительно легко достигает успехов, получая за это любовь и признание, избегая конфликтов и критики. Родители, в свою очередь, видят подтверждение своего вклада в воспитание. Создаётся парадоксальная ситуация: с одной стороны, ребёнок испытывает сильнейшую фрустрацию, так как его истинные потребности игнорируются, с другой – у него всё получается, и он получает любовь и признание. Как результат, он не научается проживать неудачи, но научается прекрасно «плыть по течению».
Возможна и другая ситуация: когда желания ребёнка и талант совпадают. Тут мы можем столкнутся с тем, что ребёнок просто не попадает в ситуации, порождающие сильную фрустрацию. Соответственно, у него не появляется возможности научиться ее переживать и преодолевать. Как у мальчишки, живущего в пустыне в дали от рек и озёр, нет шансов научиться плавать. Результат такой же – избегание во взрослой жизни ситуаций, связанных с риском неудачи.
Вот таким образом талант может сыграть с нами злую шутку, когда мы отказываемся от наших целей, будучи не способными просто принять возможность ошибки или критики.
Хорошая новость в том, что толерантность к фрустрации можно выработать в любом возрасте. Более того, вы, скорее всего, ею обладаете. Просто не совсем осознаёте, и поэтому не всегда она срабатывает. Ведь все мы так или иначе ошибаемся, у всех у нас бывали ситуации, когда ожидания не совпадали с реальностью, у всех у был опыт, когда пришлось потрудиться, чтобы получить нужный результат. И мы живёт дальше. Следовательно, надо просто осознать и понять, как мы прожили эти моменты нашей жизни, выбрать подходящие и вперёд, к новым свершениям. И пусть ваши таланты вам помогут!