Недавно на одной из сессий родился вот такой тезис:
«Можно учиться понимать мир, а можно пытаться делать его понятным».
Появился он в процессе рассуждения о том, как мы справляемся со страхом нового и неизвестного, какие стратегии используем и как всё-таки лучше поступать: стремиться к новому или оставаться в старом.
Очевидно, что справиться с подобными страхами можно двумя путями: пойти в новое или убежать от него. По аналогии с тем, как мы справляемся с завистью: мы или достигаем того, чему завидуем, будь то навык или что-то материальное. Или обесцениваем предмет зависти, сохраняя в своём восприятии некое подобие status quo.
И так, первая стратегия заключается в том, что мы «растём» до нового уровня познания, соприкасаясь с неизвестным и непонятным.
Как правило, данный процесс связан с не самыми приятными переживаниями. Дело в том, что познание нового всегда связанна с частичным или полным разрушением старого, принятием ограниченности своих знаний. А также с тем, что наши знания и опыт могут быть ошибочны. Последнее может быть довольно серьезным препятствием в росте: порой сложно принять свою неправоту, особенно если на формирование текущей картины мира было потрачено много сил и времени. То есть в процессе познания мы сталкиваемся с фрустрации. И если по какой-то причине мы эту фрустрацию преодолеть не можем, мы обращаемся ко второй стратегии.
Это стратегия прямо противоположна первой и заключается в игнорировании нового для сохранения старого. Чаще всего это происходит через отрицание, обесценивание и рационализацию.
Также к этой стратегии мы обращаемся тогда, когда у нас нет возможности принять изменения, хотя ситуация этого требует. Например, из-за недостаточного понимания и осознания ситуации. Или непонимания собственных возможностей. В любом случае это порождает внутренние противоречия и, как следствие, напряжение. Вот тогда для снижения фрустрации и напряжения мы и вынуждены прибегать к психологическим защитам. И делать мы это можем довольно оригинально: мы будем пытаться делать этот мир понятным, отсекая черезотрицание, вытеснение и рационализацию всё то, что не понимаем или не хотим понимать. Как бы сказали физики, мы подгоняем эксперимент под теорию.
Понятно, что мир ясней от этого не станет, а вот внутренние ресурсы будут тратиться в пустую, без какого-либо движения. Чтобы этого не происходило, важно сопоставлять собственные выводы с реальностью, быть честным в своих слабостях и признавать ошибки. Ну и, конечно, учиться нормально проживать фрустрацию, когда наши защиты не сковывают, а позволяют прожить сложные моменты, временно перераспределяя внутренние ресурсы и смещая фокусы в нужном направлении.
Закончить же хотелось бы задачкой. Где поставить запятую: «Понять нельзя игнорировать!»?