Блог практикующего психолога. Наблюдения и идеи.

Зачем болеют дети. Немного о важном.

Размышления Психология в жизни

Зачем болеют дети? Не почему, а именно зачем? Кто из нас задавал себе такой вопрос?

Я себе такой вопрос задал ещё будучи подростком. Моя мама - воспитатель в специализированном доме ребёнка. Я часто заходил к маме на работу, по вечерам слушал её рассказы о детях её группы. Дети были там разной тяжести, с разной динамикой. И, главное, каждый был прикреплён к определенному воспитателю. Воспитатели тогда работали в режиме сутки через сутки. Естественно, к прикреплённому за ним ребёнку они уделяли больше времени, чем остальной группе.


И вот какие наблюдения я сделал:


- чем более открытый воспитатель, тем более динамичней развивался ребёнок и тем более здоровым он был.

- когда воспитатель уходил, ребёнок начинал себя хуже чувствовать или хуже себя вести, часто одно было следствием другого.


Тогда я сделал вывод: когда дети получали достаточно человеческого тепла и заботы, тем им было лучше. А плохое самочувствие даёт гарантированное внимание со стороны взрослого. Позже я нашёл подтверждение в литературе и в результате различных исследований.


Другое моё наблюдение уже касалось детей семейных, с которыми я общался в школе, на улице. И вот один из них, мой друг, тогда мне сказал, что он любит болеть, его никто не трогает. Можно побыть одному. Мама у него была гиперактивной и мальчик был под опекой "строгого режима". Позже, этот опыт мне помог сделать вывод, что дети иногда заболевают, чтобы "отдохнуть" от заботы.


Когда я уже учился на психолога, меня очень заинтересовала психосоматика, и я провёл параллель с моими ранними наблюдениями и решил изучить какую-нибудь серьёзную болезнь. Такой болезнью была бронхиальная астма. Выбор пал не неё ещё потому, что я сам ей страдал в детстве, но благополучно справился с ней.


В ходе изучения данной болезни я сделал два важных наблюдения (вкратце):


- бронхиальная астма часто "проходит сама собой" по мере взросления. Тут я имею ввиду, что приступы удушья становятся менее интенсивными, рецидивы случаются всё реже, вплоть до полного исчезновения симптомов.

- приступы бронхиальной астмы часто обусловлены "внешними" факторами. Т. е. приступ удушья является реакцией ребёнка на какие-то неблагоприятные с его точки зрения события. Например, отсутствие мамы долгий период. Или как реакция на проблемы в школе, которыми он не может поделится со взрослыми.


Отсюда можно сделать вывод, что имеет место нездоровый (психологический) симбиоз или травматический опыт.Например, сильная привязанность ребёнка к матери (сильный симбиоз) или сильный испуг в первые годы жизни, сильная неадекватная реакция одного из родителей на ребёнка (ранний травматический опыт).


В случае симбиоза матери и ребёнка по мере взросления происходит естественная сепарация (разрыв психологической связи) ребёнка и матери, т. е. симбиоз рушится и приступы астмы уменьшаются (при частичной сепарации) или сходят на нет (при полной сепарации), так как являлись симптомом нездорового симбиоза.

В случае же травматического опыта изменение симптоматики будет происходит по мере изменения восприятия этого опыта или выхода из среды, воспроизводящей такой опыт. Всё это справедливо и для других психогенных заболеваний.


Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод: заболевание у ребёнка может быть защитной реакциейна стресс, который он испытывает внутри семьи и/или в ближайшем окружении. Например, в детском саду или школе.


С точки зрения системной семейной психологии, можно сказать, что частые болезни у ребёнка есть признак дисфункциональной семьи. На общечеловеческом: ребёнок через болезнь решает проблемы, которые в норме должен решать родитель, т. к. семья не может полноценно выполнять свои функции.


Примеры:


- когда ребёнок болеет, папа и мама перестают ругаться и живут в мире;

- когда ребёнок болеет, мама начинает о нём заботится/папа чаще бывает дома;

- когда ребёнок более, папа/мама не кричат на него/не бьют его;

- ребёнок не выдерживает нагрузки (в учёбе, в домашних делах), не может соответствовать «идеалу» родителей, и уходит в болезнь;

- над ребёнком издеваются в детcком саду/школе, но он не может об этом сообщить взрослым по каким-либо причинам;

- и т. д.


Подводя итог.


Важно помнить, что дети очень ограничены в своём взаимодействии с миром, с родителями, с друзьями. Они могут использовать лишь то, чему научились, находясь в семье. Болеют все дети, и помнят они не только горькую микстуру, но и то, как менялся мир вокруг них на то время.


Важно помнить, что заботиться о детях надо не только, когда они болеют, но и когда у них всё хорошо. Так, чтобы болезнь не стала единственным инструментом получения заботы. Важно помнить, что дети – тоже личности, со своими границами и желаниями, что сверхзабота их может душить. Важно помнить, что не стоит обвинять ребёнка в том, что они попили холодной воды и у него снова болит горло, или что он опять играл с кошкой и теперь весь в аллергии. Лучше помочь им как заботящийся, а не критикующий родитель. Важно помнить, что здоровые отношения родителей залог здоровья ребёнка. И что эти отношения в наших руках.