Блог практикующего психолога. Наблюдения и идеи.

Бизнес ради дела

Психология в жизни Размышления
Часто можно услышать, что главная цель любого бизнеса – это увеличение капитала. То есть бизнес нужен ради денег. С этим сложно не согласиться. Но я всё же попробую, тем более что тут играют роль базовые психологические процессы.

Начну с того, что встречал и другое мнение: бизнес должен строиться ради дела. В этом случае развитие бизнеса идет не столько в сторону увеличение прибыли, сколько на улучшение качества продукта, будь то услуга или какой-то материальный объект. В этом случае извлечение прибыли есть не самоцель, а средство, дающее ресурс для развития. Например, улучшение средств производства с целью снижения себестоимости, улучшение условий труда и, как следствие, более качественный и ответственный подход к выполнению своих обязанностей.

А приём тут психологический процесс, спросит внимательный читатель? Всё дело в удовлетворении от деятельности. Тут можно рассмотреть два полюса: моральное удовлетворение и материальное. В норме они не противоречат друг другу, а вот в крайностях становятся дихотомичны. Мы можем это легко наблюдать и в жизни, когда компания, в лице ТОПов, начинает искать сверхприбыли, что довольно быстро и негативно сказывается на качестве их продукта.
Почему так происходит? Дело в том, что удовлетворение от материальных благ не закрывает одну из самых важных потребностей человека – потребность в безусловном принятии и любви. Более того, удовлетворение от материальных благ со временем требует увеличение этих самых благ, причём это далеко не линейная зависимость. Поэтому первая зарплата в условные сто рублей вызывает большего удовлетворения, чем последующая в тысячу, которая воспринимает как должное. А поскольку часть базовых потребностей не перекрывается, внутри нас копится раздражение и боль. В попытке убежать от них, мы начинаем заливать себя материальными благами и потребление становиться самоцелью. Весь ресурс тратиться на блокировку «неприемлемых» переживаний, а на развитие если и остается, то малые крохи, которых хватает только на латание заплат. Такой бизнес может существовать только за счет постоянной экспансии и уничтожения конкурентов в зачатке. То есть за счёт стремления к монополии. А монополия обязательно приводит к упадку качества продукта, так как пропадает какая-либо мотивация к развитию продукта. В отсутствие выбора купят и так.

Иначе картина выглядит с удовлетворением моральным. Например, когда продавец не просто продал самую дорогую гитару новичку, а помог подобрать хороший недорогой инструмент, который будет в радость будущему гитаристу и не отяготит его финансовое положение. Или когда разрабатывается дополнительный функционал для облегчения работы, а не для извлечения прибыли. В последнем случае такой функционал действительно будет востребован, а не будет очередной оригинальной, но бесполезной фичей, созданной исключительно для того, чтобы выделить продукты среди других. Думаю, любой сможет привести пример из своей сферы деятельности.

Важно тут то, что моральное удовлетворение естественно, оно не требует количественного увеличения. Более того, помогая другими, искренне интересуясь ими, мы обретаем спокойствие, освобождая внутренний ресурс, который можно направить на дальнейшее развитие, исправление ошибок и выстраивание гармоничной системы. Есть и ещё не очевидный, но важный плюс: в силу отсутствия тревоги, раздражения и боли, человек способен к здоровой конкуренции, так как прожить неудачу для него не представляет большой сложности, и победа перестаёт быть самоцелью.

Это справедливо как для индивида в частности, так и в целом для систем, построенных на человеческих отношениях. А любой бизнес есть такая система.

Вот и получается, что для гармоничного развития бизнеса важно найти баланс в решении двух задач: извлечение прибыли и получение морального удовлетворения от передачи благ клиенту. Это возможно, когда каждый участник бизнес-процессов понимает как цену и смысл своей деятельности, так и цену и вклад деятельности других участников. В том числе конечного получателя продукта.

Дисбаланс же приводит к потере изначального смысла производства благ и провидит или к попыткам получения сверхприбылей (что деструктивно как для объекта, так и для субъекта деятельности по получению сверхприбыли) или к альтруизму, который представляет собой игру в спасателя и является, в свою очередь, обесцениванием субъектов (работа не оценивается по достоинству) и объектов бизнеса (занижается реальная стоимость). Всё это разрушает изначальный смыл бизнеса как деятельности по производству благ и превращает его в бессмысленное перенакопление ресурсов или не менее бессмысленную их растрату.

Закончить хотелось бы знакомым старшему поколению лозунгом «С каждого по возможностям, каждому по труду». Всем благ.