Концепция сценария и сценарный анализ являются одной из центральных концепций в ТА. Упоминания данной идеи можно встретить во многих работах Э. Берна, но наиболее полно она раскрыта в книге «Что мы говорим после того, как сказали «Привет».
Стоит отличать жизненный путь или судьбу и сценарий жизни. Берн считал, что жизненный путь человека, или его судьба может быть четырех типов: сценарным, не сценарным, независимым и насильственным. Под сценарием Берн понимал некий жизненный план, некий инструмент структурирования времени, который человек принимает для себя в детстве под влиянием родительского программирования и генетики и может руководствоваться им всю жизнь. И если условия появления на свет, свое рождение человек не может изменить, то изменить финальную сцену своего сценария, путь к ней в его силах.
Эрскин определял сценарий как жизненный план, основанный на интроекциях или решениях, принятых од давлением на каждой стадии развития, и которые затормаживают спонтанность и ограничивают гибкость при решении проблем и во взаимодействиях с людьми.
Одной из основ сценария являются жизненные (экзистенциальные) позиции, которые формируются в первые годы жизни. Клод Штайнер считал, что эти позиции формируются из взаимодействия с матерью. Это может быть желанность/не желанность ребёнка, условия появления на свет, ожидание родителей, социальное и семейное программирование.
Различают четыре жизненные позиции:
1. Я – Ок, Ты – Ок. ++.
2. Я – не Ок, Ты – Ок. -+
3. Я – Ок, Ты – не Ок. +-
4. Я – не Ок, Ты – не ОК. –
Любая жизненная позиция требует постоянного подтверждения. Такое подтверждение человек может получать через психологические игры, которые в свою очередь служат для продвижения по сценарию. Стоит отметить, что
а) в разных ситуациях могут проявляться разные жизненные позиции, но есть одна доминирующая, определяющая сценарий.
б) жизненные позиции могут изменяться в течении жизни (как правило вместе с жизненным сценарием), например, в результате значительного жизненного события или в процессе личной психотерапии.
Некоторые авторы считают, что изменение доминирующей жизненной позиции может быть только последовательной, т. е. из 4 в 3, из 3 в 2, из в 2 в 1ю, и такое движение можно интерпретировать как процесс изменения сценария.
Формирование сценария можно разделить на следующие этапы:
1. Беременность и младенчество
Первые наброски, с большей степени зависящие от матери. Ее отношение, семейные мифы, эмоциональная атмосфера и т. д. Ребёнок получает первые (основные) предписания и разрешения.
2. Детство, симбиоз, семья.
В этот период определяется «сюжет», набор рэкетов. Первые «игровые» пробы. Человек получает основные разрешения и предписания. Определяется будущая личностная адаптация.
3. Подростковый возраст
Генеральная репетиция и проба сценария. Отделение от родителей и ощущение свободы выбора. Формирование драйверного поведения и антисценария. Симбиоз здоровый, нездоровый, конкурирующий, симбиоз второго порядка. «Любой симбиоз является попыткой осуществить потребности роста, которые не были удовлетворены в детском возрасте … человек, находящийся в симбиозе, для удовлетворения своих потребностей использует старые стратегии поведения»(Стюард, Джонс, 1996). Другими словами, человек постоянно транслирует свои детские ситуации, оставляю свои нужды неудовлетворенными.
Литература:
Шустов Д. И. Руководство по клиническому трансактному анализу. - М.: "Когито-Центр", 2009. - 367 с.
Зуйкова Н. Л. Консультирование и психотерапия методом "Трансактный анализ": учебно-методическое пособие. - М.: ООО "Издательство МБА", 2013. - 160 с.
Стюарт Я., Джойнс В. Современный трансактный анализ. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996. - 332 с.