Блог практикующего психолога. Наблюдения и идеи.

Эмоциональная зависимость. Диагностика и терапия.

Теория и практика Психология в жизни

Проблема эмоциональной зависимости (далее ЭЗ) в отношениях довольно распространена и имеет весьма разнообразное выражение. От простого «я не могу без него/неё» до довольно серьёзных проблем, таких как алкоголизация и хронические соматические заболевания. Но всегда отношения, в которых имеет место ЭЗ, субъективно воспринимаются довольно мучительными для обоих партнеров, содержат психологические игры и при этом довольно устойчивы.


Основные признаки ЭЗ я бы выделил следующие:


  • Отсутствие личностных границ у одного или обоих партнеров.
  • Инфантильное поведение одного или обоих партнеров.
  • Искаженное восприятие одного партнера другим. Приписывание несуществующих достоинств и недостатков друг друга.
  • Обесценивание реальных достоинств и недостатков друг друга.
  • Эмоциональный разрыв с тенденцией ещё большего его развития.
  • Неудовлетворительная сексуальная жизнь или её полное отсутствие, связи на стороне.
  • Перекладывание ответственности друг на друга.
  • Негативный повторяющийся опыт в отношениях.

В основе эмоциональной зависимости стоит неразрешенный детско-родительский конфликт в родительской семье, который препятствует завершению естественного процесса сепарации-индивидуализации и нормальному взрослению. И все действия в парах, где имеет место ЭЗ, направленны, с одной стороны, на эмоциональный разрыв, на «освобождение» от сковывающих отношений, и на удержание партнера рядом – с другой.


Такую амбивалентность в поведении можно объяснить следующим образом.


Попытка разорвать отношения, как правило, бессознательная. Это проекция того самого конфликта на настоящие отношения. Партнер воспринимается как родительская фигура со всеми атрибутами роли родителя. Особенно часто можно наблюдать ожидания «всесильности», например, когда девушка ждет «чтения мыслей» и «угадывания желаний» или обесценивания потребностей партнера, как, например, пятилетней ребёнок не понимает, что мама или папа тоже имеют свои потребности.


Попытки удержания партнера имеет ту же природу. Ведь ребёнок боится потерять родителя, и будет делать всё, чтобы удержать его рядом с собой. Тут на первый план выходят детские стратегии поведения, соответствующие личностным адаптациям. Так люди с антисоциальной адаптацией будут попадать в передряги и ждать, когда их спасут, с параноидной убиваться в ревности и требовать доказательств преданности, пассивно-агрессивные будут пытаться вызвать агрессию всеми доступными способами. Т. е. в отношениях ведущая роль достаётся эго-состоянию Ребёнка, а эго-состояние Родителя в лучшем случае получает роль наблюдателя.


Роль родителя исполняется тоже из эго-состояния Ребёнка, из его родительской части. Именно поэтому конфликт так и не разрешается в настоящих отношениях. Для этого просто нет ресурса.


Важно отметить, что, как правило, в таких зависимых отношениях принимают участия оба партнера, т. е. у обоих будут признаки ЭЗ, и каждый из них, в той или иной степени, будет находится то в роли Родителя, то в роли Ребёнка. Причём по мере развития ЭЗ, каждый из партнеров будет уходить в одну постоянную роль, и критическое мышление будут включаться всё реже и реже. Этим объясняется долгая жизнь таких союзов.


С точки зрения трансактного анализа имеет место контаминация (заражение) Взрослого эго-состояния эго-состоянием Ребёнка, поэтому при работе с ЭЗ главной целью является укрепление границ Взрослого, усиление его роли в принятии решений и выбора ведущего поведения.


В зависимости от типа адаптации клиента, можно поступить следующим образом.


Для обсессивно-компульсивных и параноидных клиентов эффективным будет приглашение подумать над ситуацией с позиции стороннего наблюдателя или приглашение подумать, что привело к негативным чувствам и как клиент мог поступить иначе в проблемных ситуациях. При этом обращайте их внимание на собственные ощущения.


Для пассивно-агрессивных и антисоциальных клиентов хорошим опытом будет опробовать какие-то другие поведения и при этом отметить свои ощущения. Важно, чтобы они отмечали этот новый опыт как факт, без попытки рационализировать его.


При работе с истероидными клиентами ключом может послужить их собственные чувства, что они чувствуют, и что бы они хотели чувствовать. Позвольте им поразмышлять об этом, лучше вслух.


С шизоидными клиентами эффективным будет конфронтация их поведения через их же мышление. Так же важно дать им защиту, особенно на начальных этапах терапии.


В всех случаях важно помогать клиенту удерживаться в состоянии Взрослого, обращать его внимание на проделанную работу и результаты, тем самым стимулируя «наблюдающего Взрослого».


Параллельно укреплению границ Взрослого важно научить клиента контактировать с собственным Ребенком, давать ему защиту. Почему это важно? Иногда роль родителя, которая проигрывается при ЭЗ может быть единственным окном, через которое внутренний Ребёнок может себя хоть как-то выразить. Укрепляя границы Взрослого, клиент может сильно ограничивать самовыражение Ребёнка или даже «исключать» его из собственной жизни. Что бы этого не произошло, поощряйте выражение естественного Ребенка клиента.


В своей практике для этой цели я часто использую технику двух стульев, для того, чтобы клиент сам увидел и почувствовал потребности своего внутреннего Ребёнка и смог наладить с ними контакт с позиции Взрослого.


Так же некоторым клиентам хорошо помогает «путешествие в детство», например, через сочинение или легкую возрастную регрессию.


В завершение статьи хочу отметить, что главным плюсом такого подхода при работе с ЭЗ, на мой взгляд, является то, что соприкосновение с травматическим опытом происходит очень мягко, иногда даже не заметно для клиента. Что, в свою очередь, позволяет начинать терапевтическую работу уже на стадии налаживания контакта с клиентом.