Вы когда-нибудь задумывались, в чём разница между сочувствием и жалостью. Какой смысл несёт действие, продиктованное одним из этих переживаний?
Многие, кому я задавал этот вопрос, отвечали, что эти переживания схожи. Между тем они могут нести противоположные смыслы. Если сочувствие – это всегда понимание и разделение, как правило, страдания или горя, некого в нём позитивного участия, то жалость может нести в себе обесценивание и отрицание страдания человека.
Пожалеть не всегда посочувствовать. А посочувствовать – не всегда пожалеть.
Как правило, жалость всегда исходит из позиции более сильного (позиции сверху) и может ранить того, на кого она направлена. Более того, проявляя жалость мы можем обесценить силу человека, его возможности. Вплоть до того, что наш поступок из жалости может оказаться медвежьей услугой.
Может ли быть жалость уместна? Да, конечно. Например, в ситуациях, где мы априори занимаем более сильную позицию и проявляем жалость осознано и с пониманием смысла это жалости. Например, когда мы жалеем ребёнка, когда он испытывает фрустрацию. Правда, это форма уже ближе к сочувствию и состраданию. Чаще проявления жалости – это акт эгоцентризма, подарок «с барского плеча» и иногда даже не более, чем попытка уйти от собственных страхов или самоутвердится.
С другой стороны, сочувствие – это позиция равных. Невозможно проявить сострадание или сочувствие без понимания того, что человек испытывает, без принятие оного.
Проявляя сочувствие, мы становимся ближе к человеку. Мы разделяем его бытие, его боль и его устремления. Согласитесь, сложно посочувствовать человеку в его неудачи, не понимая ценности события, в котором эта неудача его постигла.
Акт сочувствия или сострадания всегда идёт из искреннего желания помочь человеку, разделить его тяготы. Он направлен не на себя, но на другого. Это определяет форму и содержание, в которых проявится сочувствие: слово или молчание, действие или бездействие. Главное, что акт сочувствия всегда привязан к контексту события и его участников, и это даёт надежду, что наши действия окажутся актуальными и нужными.
Один из неочевидных эффектов сочувствия является развитие эмпатии в целом. В свою очередь, это нам даёт, с одной стороны, возможность лучше понимать людей, их мотивации и получать удовольствие от взаимодействия с ними. А с другой – опосредовано проживать сторонний опыт, расширяя собственные горизонты восприятия и чувствования.
Таким образом, проявление сочувствия мне видится весьма важным аспектом жизни, проявлением некоторой зрелости и здорового альтруизма. В то время за проявлением жалости может стоять как позитивные намерения, так и негативные. Поэтому, когда мы испытываем жалость к кому- или чему-либо, смысл обратить внимание на внутренние переживания и сопоставить их с реальностью. Это поможет понять истинные потребности и найти наиболее эффективный способ взаимодействия с миром.