Блог практикующего психолога. Наблюдения и идеи.

Про агрессию, философию и мышление.

Психология в жизни Размышления
Все мы порой ведём себя агрессивно. Вот только кто-то свою агрессию выказывают спокойно, разрешая конфликт экологично и конструктивно. А кто-то слепо бросается в атаку, круша всё во круг, увязая в проблеме всё глубже и глубже. Иногда даже с трагическим результатом. Почему же так происходит? И от чего зависит, как мы проявляем агрессию?
Размышляя над этим, я пришёл к выводу, что выбор формы агрессии зависит от того, насколько мы психологически зрелы. То есть насколько хорошо мы умеем справляться с фрустрацией, тормозить импульсы и гибки в выборе своих реакций. А это связано, в свою очередь, с умением интерпретировать свой чувственный опыт, трансформировать его в мысли и далее в действия. То есть, чем глубже и шире наше мышление*, тем шире и глубже мы можем интерпретировать свои проживания и тем больше вероятность проконтролировать свой гнев и преобразовать его в конструктивное и экологичное действие. И обратно: чем примитивней мышление*, тем больше вероятность примитивной и прямой реакции.
Связанно это с тем, что наши переживания многослойны и не всегда сразу понятны. Поверх истинного переживания накладываются психологические защиты, родительские предписания и запреты, требования социума и тому подобное. А чем меньше мы понимаем собственные переживания, тем сложнее нам понять свои потребности и, следовательно, подобрать адекватный способ их удовлетворить. Всё это повышает уровень фрустрации, снижает уровень субъективного контроля и, как результат, сильно ограничивает нас в выборе реакций. Более того, при очень сильной фрустрации выбора может не остаться вовсе, и мы выбираем самую сильную, а это зачастую именно гнев в форме деструктивной агрессии.
В свою очередь, чтобы пробиться через все эти слои, нужно уметь не просто их (переживания и эмоции) осознать, что само по себе бывает не просто, но и сопоставить с текущей действительностью. И вот для требуется развитое мышление и даже некоторая эрудиция. Причём развитие это должно быть в сторону восприятия чувственного опыта.
Как же развить так развить своё мышление, чтобы научиться осознавать, понимать и сопоставлять? На мой взгляд, лучше всего для этого подходит чтение классической художественной литературы и кинофильмов. Причём те произведения, где есть возможность сопоставить свои проблемы и переживание с оными у героев. Например, в литературе я много полезного и интересного нашёл в произведениях Лермонтова, Достоевского, Лема, Моэма и Лондона. А в кинематографе – в фильмах Марка Захарова и Вуди Алена.
Так же очень полезным мне видится изучение философии. Например, с западной (например Декарт, Кант, Гегель, Маркс) или русской (например Чернышевский, Толстой, Вернадский, Ленин). Даже поверхностное знакомство с ней поможет по-новому посмотреть и на себя, и на мир и позволит выйти за рамки свои стандартных реакций и оценок.
Ещё хорошим подспорьем в понимании и контроле своих эмоций и переживаний является знание истории своего народа и культуры, в которой мы формировались. Это связанно с тем, что, во-первых, существуют определённые культурные надстройки, которые транслируются из поколения в поколение и становятся мало осознаваемые. Причём транслируются они как внутри семью, как и во внешней вреде.
Подобные надстройки могут порождать в нас мало понимаемые побуждения, которые могут как помогать, так и вступать в противоречие с действительностью, приводя к необдуманным и импульсивным реакциям. Поэтому будет полезно их знать и понимать. Это повысить осознанность и снизит вероятность импульсивных реакций.
А во-вторых, зная и понимая свои корни, становиться легче переживать стресс и реализовывать смыслы: появляются моральные ориентиры, примеры разрешения конфликтов, примеры ошибок и опыт их исправления. Более того, знание истории хотя бы последних пары веков позволяет лучше структурировать текущую действительность и, соответственно, снизить тревожность.
В завершение хотелось бы поставить простой, но важный тезис:
Глупость и невежество порождает страх, а за ним и злобу. Мудрость же и образованность – принятие и доброту.
*в контексте статьи под широким и глубоким мышлением я понимаю способность сопоставить переживание со всем своим опытом.
**под примитивным мышлением тут стоит понимать мышление, основанное на поверхностном восприятии окружения, практически без анализа ситуации и контекста как в отношении окружения, так и в отношении себя. Ярким примером тут может служить хамство и хабальство, построенные по принципу «вижу цель – иду к ней и плевать на людей».