Одной из центральных тем, с которой я сталкиваюсь в своей работе – это сложность в принятии ответственности за свою собственную жизнь. Причём убегание этой ответственности не так легко заметить со стороны. Даже больше – это не всегда очевидно для нас самих. Порой мы готовы горы свернуть, принести себя в жертву ради благого дела, но только не отвечать за самих себя.
Мы можем годами ходить на нелюбимую работу из-за страха остаться вообще без работы. Годами оставаться в токсичных отношениях, боясь остаться в полном одиночестве. Постоянно отказываться от собственных выборов, перекладывая их на чужие плечи из-за страха ошибиться. В общем, делать всё, что угодно, лишь бы избежать фрустрации. Цена же этого – наша свобода. Ведь все наши действия исходят уже не от нас самих и не от наших устремлений. Они подчиняются обстоятельствам. Требованиям окружения, порой абсурдным. Они направляются на попытки везде подстелить солому, избежать потенциальной ошибки и отвержения. То есть мы не идём к цели, мы в лучшем случае бежим от поражения. И в результате всё равно приходим к фрустрации, боли и разочарованию. Только без понимания нашего вклада в этот результат. Ведь выбор нам подсказали – он был вроде как не наш.
В то же самое время, если мы находим мужество взять на себя ответственность за свою жизнь, мы неизбежно будем совершать ошибки, конфликтовать с близкими, сталкиваться с фрустрацией. Но с той разницей, что нам будет легко понять, почему это происходит. А главное, нам будет понятен наш собственный вклад. Ведь если я осмысленно совершил некое действие, но не достиг нужного мне результата, я смогу сопоставить получившийся результат с тем, чего я хотел, и сделать выводы. И получить новые варианты, как могу поступить. То есть у меня появится выбор. А где выбор, там свобода.
А ещё, поскольку я буду действовать из своих внутренних побуждений, то буду более понятен другим. И, соответственно, не будет неоправданных ожиданий по отношению ко мне. Верно и обратное: если я буду интересоваться другими людьми, их устремлениями и мотивациями, их чувствами, то уже сам не буду строить какие-то необоснованные ожидания относительно их. То есть, опять же, у меня появиться осознанный выбор, как выстраивать отношения с каждым человеком из моего окружения.
Конечно, это не значит, что надо быть бестактно прямолинейным. Это лишь значит, что не надо бежать от неприятных разговоров, если они необходимы для разрешения конфликтов и недопонимания. И это тоже про ответственность. То есть я сам выбираю, как и с кем говорить, и беру за это ответственность. Или избегаю разговора, придумывая причины для себя и окружения и тем самым порождая неопределённость, которой потом буду вынужден подчиняться. Пока, опять же, не наберусь смелости взять ответственность за себя, свой вклад в ситуацию и разрешить её. По сути, мы тут говорим об искренности. Искренности перед собой, окружением и миром.
Мы можем годами ходить на нелюбимую работу из-за страха остаться вообще без работы. Годами оставаться в токсичных отношениях, боясь остаться в полном одиночестве. Постоянно отказываться от собственных выборов, перекладывая их на чужие плечи из-за страха ошибиться. В общем, делать всё, что угодно, лишь бы избежать фрустрации. Цена же этого – наша свобода. Ведь все наши действия исходят уже не от нас самих и не от наших устремлений. Они подчиняются обстоятельствам. Требованиям окружения, порой абсурдным. Они направляются на попытки везде подстелить солому, избежать потенциальной ошибки и отвержения. То есть мы не идём к цели, мы в лучшем случае бежим от поражения. И в результате всё равно приходим к фрустрации, боли и разочарованию. Только без понимания нашего вклада в этот результат. Ведь выбор нам подсказали – он был вроде как не наш.
В то же самое время, если мы находим мужество взять на себя ответственность за свою жизнь, мы неизбежно будем совершать ошибки, конфликтовать с близкими, сталкиваться с фрустрацией. Но с той разницей, что нам будет легко понять, почему это происходит. А главное, нам будет понятен наш собственный вклад. Ведь если я осмысленно совершил некое действие, но не достиг нужного мне результата, я смогу сопоставить получившийся результат с тем, чего я хотел, и сделать выводы. И получить новые варианты, как могу поступить. То есть у меня появится выбор. А где выбор, там свобода.
А ещё, поскольку я буду действовать из своих внутренних побуждений, то буду более понятен другим. И, соответственно, не будет неоправданных ожиданий по отношению ко мне. Верно и обратное: если я буду интересоваться другими людьми, их устремлениями и мотивациями, их чувствами, то уже сам не буду строить какие-то необоснованные ожидания относительно их. То есть, опять же, у меня появиться осознанный выбор, как выстраивать отношения с каждым человеком из моего окружения.
Конечно, это не значит, что надо быть бестактно прямолинейным. Это лишь значит, что не надо бежать от неприятных разговоров, если они необходимы для разрешения конфликтов и недопонимания. И это тоже про ответственность. То есть я сам выбираю, как и с кем говорить, и беру за это ответственность. Или избегаю разговора, придумывая причины для себя и окружения и тем самым порождая неопределённость, которой потом буду вынужден подчиняться. Пока, опять же, не наберусь смелости взять ответственность за себя, свой вклад в ситуацию и разрешить её. По сути, мы тут говорим об искренности. Искренности перед собой, окружением и миром.
Если я искренен перед собой, то я понимаю свои чувства. Если я искренен перед другим, то доверяю ему в его реакциях при взаимодействии с ним. Если я искренен перед миром, я принимаю его вне оценки, таким, какой он есть. Всё это позволяет воспринимать жизнь настолько объективно, насколько это возможно в рамках нашего опыта. И видеть варианты, куда идти и как поступить.
Если же я избегаю искренности, я ограничиваю собственные выборы, так как перестаю видеть картину целиком. Более того, я сам её перекрываю страхами, обидами, иллюзиями, предрассудками и необоснованными ожиданиями.
Вообще мне видится, что искренность, как и свобода, невозможна без ответственности. Тут я говорю не детскую искренность, которая скорее непосредственность. Я говорю про ту искренность, когда человек набирается смелости просто быть собой, без масок и манипуляций. Когда он понимает, что невозможно быть удобным для всех. И даже для одного человека, если он с ним идёт по жизни хоть сколько-нибудь продолжительное время. Ведь рано или поздно мы сделаем друг другу больно. Случайно или вполне осознано. Иначе просто не может быть, так как мы меняемся, а вместе с тем меняются и наши потребности и устремления. И понимая это, мы готовы принять всю полноту ответственности за эту боль. Я бы назвал это зрелой искренностью.
Мы искренне молчим, искренне не договариваем. Иногда даже искренне врём. И такое бывает. Главное – мы понимаем, зачем это делаем. Понимаем, что это только наш выбор и нам за него отвечать. И это тоже свобода. Свобода быть такими, какими мы хотим быть.
В завершение хочется добавить, что, на мой взгляд, искренность и ответственность – это навыки. И, как и любому навыку, им научится. Пусть не сразу, не с первого раза, но всё же можно. А потом встроить их в свою жизнь и обрести таким образом свободу. В чувствах, мыслях, устремлениях и, конечно же, собственных выборах.
Если же я избегаю искренности, я ограничиваю собственные выборы, так как перестаю видеть картину целиком. Более того, я сам её перекрываю страхами, обидами, иллюзиями, предрассудками и необоснованными ожиданиями.
Вообще мне видится, что искренность, как и свобода, невозможна без ответственности. Тут я говорю не детскую искренность, которая скорее непосредственность. Я говорю про ту искренность, когда человек набирается смелости просто быть собой, без масок и манипуляций. Когда он понимает, что невозможно быть удобным для всех. И даже для одного человека, если он с ним идёт по жизни хоть сколько-нибудь продолжительное время. Ведь рано или поздно мы сделаем друг другу больно. Случайно или вполне осознано. Иначе просто не может быть, так как мы меняемся, а вместе с тем меняются и наши потребности и устремления. И понимая это, мы готовы принять всю полноту ответственности за эту боль. Я бы назвал это зрелой искренностью.
Мы искренне молчим, искренне не договариваем. Иногда даже искренне врём. И такое бывает. Главное – мы понимаем, зачем это делаем. Понимаем, что это только наш выбор и нам за него отвечать. И это тоже свобода. Свобода быть такими, какими мы хотим быть.
В завершение хочется добавить, что, на мой взгляд, искренность и ответственность – это навыки. И, как и любому навыку, им научится. Пусть не сразу, не с первого раза, но всё же можно. А потом встроить их в свою жизнь и обрести таким образом свободу. В чувствах, мыслях, устремлениях и, конечно же, собственных выборах.