Психологическая и
психотерапевтическая помощь
г. Коломна, ул. Октябрьскй революции 253а тел. 8 (926) 079-65-22

Статьи

Из личного опыта комплексной нейропсихологичекой коррекции (Великопольская Н. Л.)

Из личного опыта комплексной нейропсихологической коррекции

(статья печатается с согласия родителей ребенка)

В последнее время всё чаще встаёт вопрос школьной успеваемости в нашей обычной массовой школе.  Причины школьных трудностей ребёнка кроются в особенностях его психического и психологического развития, на которые влияет множество внутренних и внешних факторов. Зная и понимая эти особенности, мы можем проводить коррекционную работу, целью которой служит не только улучшение успеваемости в школе, но и более гармоничное и здоровое развитие ребёнка в целом. 

Ниже представлен мой личный опыт подобной работы и рекомендации родителям, которые задаются вопросом психического и психологического здоровья ребёнка.

Я, как детский психолог, в своей практике опираюсь, прежде всего, на нейропсихологическую диагностику, инструмент, который позволяет довольно четко выявить особенности развития отдельных психических функций ребёнка и выстроить подходящий план работы с учётом этих особенностей.

Описание случая.

Кирилл, 5,10 лет, ходит в детский сад, в общеразвивающую группу. Наблюдается у невропатолога, в анамнезе:  внутриутробная гипоксия, кесарево сечение, сотрясение головного мозга. Диагноз невропатолога: ЗПРР (задержка психо-речевого развития), ММД (минимальная мозговая дисфункция), гиперактивность.

Нейропсихологическое обследование показало, что ведущими трудностями Кирилла на фоне явных нарушений энергетических характеристик психических процессов (трудностей включения, истощения, утомления) является недоразвитие функций программирования и контроля деятельности, что также отражается на приеме, хранении и переработке кинестетической, зрительно-пространственной информации, развитии фонематического слуха, формировании целостного восприятия.

После проведенного обследования родителям было рекомендовано перевести ребенка в логопедическую группу для коррекции звукопроизношения и развития фонематического восприятия, посещение бассейна для снятия мышечного тонуса и эмоционального напряжения, соблюдение режима дня и курс занятий с нейропсихологом.

Исходя из показателей нейропсихологической диагностики были определены основные методы нейропсихологической коррекции:

1. Двигательная коррекция методом замещающего онтогенеза (А.В. Семенович), направленная на активизацию энергетического потенциала ребенка.

2. Комплекс упражнений, направленных на развитие произвольной регуляции и самоконтроля. Различные игры с правилами: настольные и двигательные.

Например: игра "Монополия" для детей или игра «Будь внимателен»:

Заранее договариваемся с ребенком, что по команде «Зайчики» - надо прыгать, «Лошадки» - скакать, «Раки» - пятиться, «Птицы» - махать руками, «Аист» - стоять на одной ноге. Играет музыка, по команде, например: «Зайчики», ребенок начинает  прыгать, то есть действовать так, как договорились перед игрой.

3. Для развития внимания использовалась программа Ахутиной Т.В. и Пылаевой Н.М. – «Школа внимания», а также различные корректурные пробы, настольные игры, развивающие данную функцию, упражнения и игры с мячом.

4. Занятия по развитию фонематического восприятия и коррекции звукопроизношения проводились в логопедической группе детского сада.

5. Формирование пространственных функций проходило с использованием различных игр и пособий.

 

Например, игра «Муха» или «Футбол» (Сунцова А., Курдюкова С.): 

Ребенку объясняю:  «В центре поля сидит муха, которая пытается выбраться из клетки. На каждый ход она может пролететь только одну клеточку. Я буду говорить, куда муха полетела, а ты внимательно следи за ее передвижением. Как только она вылетит за границы клетки, сразу хлопай в ладоши, чтобы ее поймать. Если ты успеешь хлопнуть, пока я не сказала следующий ход, то «пойманную» муху сажаем тебе в мешок, а если мухе удастся тебя запутать и вылететь из клетки незаметно, то мы выпускаем ее в окно. Всего будет 5 мух. Каждый раз муха начинает свой полет из центра клетки. Если в конце игры мух в окне окажется больше - значит, муха оказалась проворнее тебя, если мух будет больше в твоем мешке - значит, соревнование с хитрой мухой выиграл ты. Начнем? Муха полетела вверх, вправо, вниз, вниз, вправо (хлопок), вниз ... »

 6. Для развития кинестетического праксиса были использованы следующие методы:

- лепка из пластилина, теста.

- пальчиковая гимнастика

- упражения и игры с мячом.

- упражнение «Колечко»:

 

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

 

 

Все занятия проводились в игровой форме, что способствовало снижению эмоционального напряжения, неуверенности, повышению учебной мотивации.

Результаты работы:

Через год Кирилл пошел в обычную общеобразовательную школу. К началу обучения в первом классе мальчик умел хорошо читать, считать, с письмом оставались некоторые проблемы.

В первом классе Кирилл продолжил занятия с логопедом для предупреждения дисграфии, а также начал учиться играть на гитаре (данный инструмент, как и многие струнные музыкальные инструменты, позволяет развивать кинестетический праксис, программирование и контроль своей деятельности). Также для развития функций переработки кинестетической информации были использованы упражнения с небольшими  мячиками из комплекса двигательной коррекции О.А. Семеновой.

Пример упражнений с мячиками:

- попросите ребенка перекидывать мячик из руки в руку.

- предложите ребёнку ронять мячик из руки в руку. Руки расположены одно над другой и меняются местами (каждый раз сверху та рука, в которой мячик).

- предложите подкидывать мячик из руки в руку (каждый раз снизу та рука, в которой мячик). 

 

Образец письма Кирилла до коррекции (1 класс).

Образец письма Кирилла после коррекции (1 класс).

 

В результате совместной проделанной работы нейропсихолога, логопеда и родителей ребёнка, которые выполняли все домашние задания и активно включились в работу, у ребенка улучшились показатели развития всех ВПФ, с которыми были проблемы до коррекции, диагноз ЗПРР был снят неврологом, ребенок с удовольствием ходит в школу, успеваемость у  Кирилла хорошая.

Как видно из проделанной работы, грамотная и своевременная психокоррекция позволяет сгладить и даже полностью исправить многие отклонения в раннем развитии ребёнка.

 

Если говорить о подготовке ребенка к школе, то занятия лучше начинать, как минимум за год до поступления в первый класс. В случае коррекции СДВГ, ММД, задержки речевого, психоречевого развития, то такою работу лучше начинать за два-три года до поступления ребёнка в первый класс. Это позволит максимально сгладить или устранить все имеющиеся особенности развития высших психических функций ребёнка.

Автор Великопольская Нина Львовна, детский психолог, нейропсихолог. 



Оставьте свой отзыв

Имя
Сообщение
Будет размещено после проверки
Яндекс.Метрика
© 2014-2018   B-PSY.RU   Буганов Валентин Александрович
тел: +7 (926) 079-65-22
e-mail: v.buganov@b-psy.ru