Личностные границы в терапии. — Психолог
Психологическая и
психотерапевтическая помощь
г. Коломна, ул. Октябрьскй революции 253а тел. 8 (926) 079-65-22

Статьи

Укрепление личностных границ как метод психотерапии (Буганов В. А.)

Одной из самых распространённых причин психологических проблем является неумение выставить собственные личностные границы.

Что такое личностные границы (далее ЛГ) и почему они так важны? Можно сказать, что это то пространство, где заканчивается «Я» и начинается «Они». Причём это пространство как физическое, так и чувственное.

Понять, что такое личное физическое пространство довольно просто: это то расстояние, на которое мы подпускаем к себе людей, в буквальном смысле. В норме это довольно динамичная величина, которая коррелирует с нашим отношением к конкретному человеку, и индивид, как правило, может отстоять его, например, указав собеседнику, что стоит слишком близко или же, наоборот, далеко.

Чувственное пространство – это то пространство, в котором отражаются наши чувства и чувства окружающих людей. И граница в данном пространстве – это некое зеркало, через отражение которого мы можем понять принадлежность чувства и эмоции, осознать своё «Я». В гештальт-терапии этому дано понятие граница-контакт:

Граница-контакт (контактная граница, contact boundary)необходимое условие процесса контакта, то есть взаимодействия между субъектом и всем остальным, включая объекты внешнего мира, других субъектов и части организма или психики субъекта, воспринимаемые им в данный момент как не Я.

Т. е. человек с хорошими границами может чётко сказать, что он чувствует, что хочет, и, главное, что он будет делать в определённой ситуации. Другими словами, он осознает своё «Я» через собственные потребности и принадлежность к этому миру. Как правило, он в состоянии удовлетворить свои потребности прямым или косвенным способом. 

Человек с размытыми границами будет полагаться на ощущения окружающих его людей, на их чувства. Другими словами, он будет игнорировать свои потребности. И чем больше эти границы размыты, тем меньше человек осознает себя, и тем позже он заметит какие-либо проблемы в своей жизни. Человек как будто растворяется в окружающем мире, ему крайне сложно ощутить своё собственное «Я» и принять себя как часть этого мира. Как следствие, человек не в состоянии или с трудом может удовлетворить свои потребности, ему крайне сложно осознавать и сдерживать собственные порывы.

Хорошим примером такого сценария может служить нездоровые симбиотические отношения с матерью, когда взрослый человек продолжает жить с матерью, выполняя роль маленького ребёнка, т. е. когда граница между взрослым человеком и его матерью сильно размыта или полностью отсутствует.  Как правило, такие люди долго игнорируют свои потребности, причём обе стороны.  И это выливаются сначала в неясную тревогу, а потом, например, в аутоагрессивное поведение, такое как беспорядочные половые связи или алкоголизм у одного и в «тотальное» спасательство у другого. 

Почему же у одних людей границы чёткие, а у других – размытые или почти отсутствуют? Ответ можно найти в нашем детстве, когда мы только учимся осознавать себя и познавать окружающий мир. Отражая в своей психике окружающий мир, мы учимся устанавливать эти самые границы. Самый первый опыт «отражения» ребёнок получает в первые годы жизни от матери, копируя её реакции и взаимодействия с ней. Причём чем больше мать разделяет свои чувства и чувства ребенка, свои мысли и мысли ребенка, тем более прочные и гибкие границы сформируются у ребёнка.

В терминах трансактного анализа можно сказать так: чем больше получит внутренний Ребёнок разрешений, тем лучше. Например, «ты можешь чувствовать (себя)», «ты можешь думать (самостоятельно)», «ты можешь принадлежать (семье)», «ты можешь просить (о том, что хочешь)», «ты можешь спрашивать (о том, что тебе интересно)» и т. д.

С другой стороны, такие токсичные послания как «не будь» (не живи), «не будь своим полом», «не будь ребенком», «не вырастай», «не будь успешным», «ничего не делай», «не будь первым», «не принадлежи», «не будь близким» (не доверяй), «не будь здоровым», «не думай», «не чувствуй» (Р. И М. Гулдинги) способствуют ослаблению и даже разрушению ЛГ. Это происходит потому, что для того, чтобы следовать подобным предписаниям, ребёнку приходится игнорировать некоторое стороны своего «Я» и, соответственно, ребёнок, в процессе своего развития, может «прийти к выводу», что собственные границы могут стать причиной того, что от него откажутся, т. к. он перестанет соответствовать ожиданиям родителей. 

Этот ранний опыт оказывается важным звеном в формировании ЛГ, более того, на основе него человек, в дальнейшем, будет выстраивать свои уникальные механизмы взаимодействия с миром и свои защиты, т. е. формировать свое «Я». Другими словами, слабые ЛГ и их отсутствие в некоторых эмоциональных сферах можно рассматривать как некую патологию развития психики на ранних этапах развития, когда вследствие каких-либо причин у человека недостаточно хорошо сформировался навык отражения собственных чувств и поведений.

Таким образом, одним из главных направлений работы с клиентом по укреплению существующих ЛГ или создания новых является научение отражать себя самого через когнитивную и эмоциональную сферы психики с учётом психодинамических процессов конкретного индивидуума.

Для этих целей я в своей практике использую концепцию открытых дверей Пола Вара (Paul Ware): мышление, поведение, чувства.

Например, в случае шизоидной адаптации можно обращать внимание клиента на его пассивное поведение, предложить порассуждать на тему, зачем оно ему. Тем самым клиент научается лучше отражать свои сначала внешние проявления (что я делаю?), затем внутренние (что я думаю и чувствую?) и в итоге сможет соединить эти два начала.

Пример (диалоги представлены схематично):

Клиент, мужчина, 27 лет, инженер, обратился с апатией. Запрос: вернутся к активной жизни. 2 сессия.

Т.: - Я заметил, что в процессе нашей работы Вы постоянно уходите в размышления на другие темы, могу я предложить это поисследовать?

К.: - Знаете, вы правы, вы сейчас на это указали, и я думаю, что я так часто делаю. Хм… это интересно. Да, давайте (оживляется)

T.: - Это похоже на защитную реакцию, которая называется «Уход», когда человек уходит от неприятных переживаний, т. к. пока не может их принять. Что вы думаете?

К.: - Да, наверно это так. Когда я волнуюсь, мне хочется побыть одному, поразмышлять. Мне становится спокойно. Я люблю работать в одиночестве, без ограничивающих рамок, тогда думается легче…

Т.: - Могу я вас перебить?

К.: (удивленно) - Да, конечно.

Т.: - Как вы думаете, что сейчас происходит?

К.: - Я опять убегаю (смеется). Да, я понял.

Таким образом, роль терапевта заключается в том, чтобы помогать отражать внешний мир. Так же в данном случае весьма полезным является домашнее задание на наблюдение за собственным взаимодействием с окружением. Например, понаблюдать в каких случаях клиент находится в Ребёнке, а в каких во Взрослом или Родителе.   

В случае истероидной адаптации – предложить клиенту описать свои чувства, выделить из них те, которые направлены на него самого, и те, которые направлены на окружение. Из них выделить «надуманные» и так далее. Т. е. помочь клиенту научиться выделять определенные чувства из «каши» страстей. 

Пример:

Клиент, женщина, 32 года. Обратилась с эмоциональной зависимостью. Запрос: наладить отношения с мужем.

Т.: - Правильно ли я вас понял, что Вам сложно общаться с мужем, потому что он раздражается?

К.: - Да

Т.: - А как вы понимаете, что он раздражен? Он Вам говорит об этом?

К.: - Нет, он не говорит, я сама это чувствую, это же понятно.

T.: - Можете описать это чувство, как вы понимаете это?

К.: - Ну… Я чувствую раздражение… (задумывается)

Т.: - Вы сами чувствуете раздражение?

К.: - Да

Т.: - То есть сами раздражаетесь?

К.: - Да (клиент выглядит слегка ошеломлённым)

Т.: - Вы раздражаетесь? А муж?

К.: - А муж… нет?

Т.: - Я не знаю. А вы?

К.: - И я нет.

Т.: - А как Вы могли бы это узнать?

К.: - (Улыбаясь) Спросить?

В данном случае, задача терапевта заключается в том, чтобы помочь клиенту отследить и понять, где заканчиваются его эмоции, и где начинаются чувства партнёра.

Примером работы через мышление может служить работа с клиентами с параноидальной адаптации через экстраполяцию его собственных суждений с фокусом на подтверждение их его реальным опытом.  

В зависимости от целей и задач, данную работу можно проводить на разном уровне, с разной интенсивностью, что позволяет обеспечить хорошую экологичность всего процесса консультирования и психотерапии.

Эффективность такого подхода обусловлена тем, что в процессе формирования ЛГ повышается общая осознанность клиента, что в свою очередь позволяет:

- соприкоснуться с собственной проблемой на более глубоком уровне, не фрустрируя при этом внутреннего Ребёнка;

- разделить собственные чувства и потребности от чувств и потребностей окружения;

- снизить или убрать целиком ощущение неопределенности, и, соответственно, уменьшать тревожность клиента;

- улучшить интеграцию внутреннего «Я».

Подводя итог, хочется отметить, что восстановление и укрепление ЛГ как метод является относительно универсальным инструментом в психологической практике. Особенно эффективным мне видится данный подход в работе с семейными проблемами и разного рода симбиотическими отношениями, причём, как непосредственная работа с подобными проблемами, так и их профилактика. 

Автор Буганов Валентин, психолог-консультант, член РАТА (ЕАТА)



Оставьте свой отзыв

Имя
Сообщение
Будет размещено после проверки
Яндекс.Метрика
© 2014-2018   B-PSY.RU   Буганов Валентин Александрович
тел: +7 (926) 079-65-22
e-mail: v.buganov@b-psy.ru